6 октября в Законодательном Собрании Челябинской области состоялся очередной Координационный Совет по Партийному проекту «Шахматный всеобуч», в котором приняли участие координатор проекта – Член совета Федерации Федерального собрания РФ Олег Владимирович Цепкин, руководитель проекта – депутат Законодательного Собрания Челябинской области Владимир Васильевич Горбунов, председатель Собрания депутатов Саткинского муниципального района Николай Павлович Бурматов, представители областных Министерств – начальник управления воспитания, дополнительного образования и социализации обучающихся Министерства образования и науки Ирина Викторовна Анфалова, начальник управления спорта Министерства спорта Евгений Михайлович Шестаков, методист по начальному школьному и дошкольному шахматному образованию ШК «Вертикаль» г. Сатка, куратор регионального проекта Лада Владимировна Титова, помощник Совета Федерации по работе в Челябинской области Екатерина Валентиновна Попова.

Так уж повелось, что сентябрь для преподавателей шахмат – пора  организационных хлопот, время  создания  добротной материальной и методической базы.

7 сентября  педагоги собрались в ШК «Вертикаль» на первый шахматный семинар в этом году. Основная цель мероприятия  – совместно разработать план шахматной работы на новый учебный год, в очередной раз наметить канву шахматного образовательного процесса.

Как помочь ребенку пережить проигрыш в шахматах?

На этот вопрос и ряд других, таких как: как влияет на психику детей повальное увлечение гаджетами – всегда ли это отрицательно? Как мотивировать ребенка на заботу о родителях? Как воспитать у детей любовь к порядку? – отвечает педагог, основатель школы «Апельсин», директор Института Неформального образования INO, известный блогер и отец троих детей Дима Зицер в статье «Не мучайте, ладно?»

Первый вопрос, который возникает у заботливых родителей:  Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам  эта полезная, увлекательная  игра?

Отвечу так: чем раньше, тем лучше! Шахматы – это игра, позволяющая познакомить дошкольников к скорейшему и успешному постижению школьных дисциплин, особенно это касается точных наук

Экспериментально подтверждено, что дети,  вовлеченные в волшебный мир шахмат в детсадовском возрасте, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам, и даже быстрее и качественнее делают домашние задания. Замечено, что  шахматы очень благотворно влияют  на подготовку к школе.

Детсадовская пора когда-то закончится, и на смену детским играм придут серьёзные школьные занятия. 

Есть, как минимум, три причины для занятия шахматами именно в дошкольном возрасте.

  1. Ранний старт оправдан, если мы хотим вырастить из ребёнка чемпиона. Многие великие шахматисты начали постигать азы древней игры довольно рано. Судите сами. Х.Р.Капабланка и А.Карпов познакомились с шахматами в 4 года, Н.Гаприндашвили и Г.Каспаров – в 5 лет, В.смыслов и Б.Спасский – в 6, А.Алёхин и М.Таль – в 7.
  2. Впрочем, не все дети, кого увлечёт шахматная игра, станут чемпионами. Поэтому гораздо важнее вторая причина раннего знакомства с шахматами – желание вырастить гармонично развитую личность. Не случайно охотно проводили за шахматной доской А.Пушкин и М.Лермонтов, И.Тургенев и Л.Толстой.

Игра в шахматы решает сразу несколько задач:

Познавательную: расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы и выяснять закономерности;

развивает изобретательность и творческое мышление. Учит ориентироваться на плоскости.

Воспитательную: вырабатывает целеустремлённость, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребёнок, обучающийся шахматам, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решение, бороться до конца, правильно переживать неудачи.

Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям

Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, усидчивее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

И, конечно же, шахматы   открывают дорогу к творчеству детям некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

И, наконец, шахматы могут составить серьёзную конкуренцию отрицательному воздействию на психику ребёнка компьютерных игр – этому бичу нашей современности, и, что особенно важно, происходит это не путём запретов со стороны взрослых, а вследствие естественного интереса к захватывающей игре.

Уважаемые педагоги шахматных образовательных проектов!

 7 сентября в 15.00 в ШК «Вертикаль» по ул. Пролетарская, 51 (здание школы № 40)  состоится установочный семинар.

Приглашаем к участию!

 

Положение