Опыт работы педагогов Саткинского района по обучению детей игре в шахматы был представлен на Международном Конгрессе ISCAR в Канаде

Методика преподавания «Шахмат для общего развития» по проекту под руководством Виктора Кирилловича Зарецкого, кандидата психологических наук, профессора кафедры индивидуальной и групповой психотерапии Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) была представлена в начале сентября этого года на Международном Конгрессе ISCAR ученых всего мира в городе Квебеке (Канада).

Мой доклад, Глуховой Оксаны Владимировны, координатора проекта «Шахматы для общего развития» и психолога ШК «Вертикаль», о саткинском опыте преподавания шахмат был представлен в работе секции «Игра в развитии детей».

Проект «Шахматы для общего развития» в начальной школе ставит своей  приоритетной задачей развитие интеллектуальных способностей, в частности, формирование внутреннего плана действий (или способности действовать в уме). Общее развитие уже давно стало важным компонентом образования школьников. Современный мир диктует определенные условия жизни не только взрослым, но и детям. Уже в период обучения в начальной школе ученики самостоятельно решают сложные жизненные задачи, принимая участие в различного рода олимпиадах и конкурсах. Поэтому особые требования предъявляются к интеллектуальным процессам ребенка. Так же, как взрослый мир профессионалов живет сегодня в атмосфере конкуренции, так и дети, выигрывая конкурсы, соревнуются между собой в большом объеме памяти, сосредоточенности внимания и логике мышления.

Впечатления о путешествии в страну далекую начались с долгого изнурительного перелета. Но вот он позади, и мы уже идем по старинным улочкам Квебека.

Что удивительно, улицы Квебека располагаются либо над крышами соседних, либо под углом чуть ли не 45 градусов. Квебек построен буквально на скалах. В городе можно прокатиться на фуникулере из верхней части города в нижнюю. Ну, или спуститься по лестнице в четыре пролета.

Квебек – это единственная провинция (одноименная с городом) в Канаде, где официальным языком является французский. Местные жители в связи с этим чаще всего одинаково хорошо говорят как на родном языке, так и на английском.

Город Квебек – исторический и культурный центр Канады. Он расположен на реке Святого Лаврентия, с высоких берегов которой открываются воистину чарующие виды.

Квебек-Сити, очевидно, является и замком Фронтенак, и равнинами Авраама, и Place Royale и всеми этими великолепными местами, чья слава распространяется по всему миру.

Приятная атмосфера города побуждала участников Конгресса к установлению новых дружеских отношений сотрудничества и обмена опытом.

Дорога к Конгресс центру занимала у нас от 15 до 25 минут. Каждый раз мы добирались на общественном транспорте вместе с местными жителями к месту назначения. Поэтому у нас была ежедневная возможность наблюдать за особенностями местных жителей и их взаимоотношениями. Основное, что заметила я в этих отношениях, это взаимовежливость и дружелюбие.

Конференцию приветствовал Фернанд Гервайс, президент Конгресса. Он говорил о большом значении для города этого мероприятия. Чувствовалась доброжелательность всех без исключения работников Конгресс центра. 

Фернанд Гарвайс, президент Конгресса

Конгресс в Квебеке был очередной, пятый, и традиционно он посвящен обзору исследований ученых мира в теории и практике культурно-исторической психологии. На этот раз темой Конгресса была объявлен «360' взгляд на культурно-историческую и деятельностную психологию».

ИСКАР – аббревиатура, которая по-русски не значит ничего. Это перевод в кириллицу английских букв названия International Society of Cultural-Historical Activity Research – английского наименования крупнейшего Международного общества культурно-исторических деятельностных исследований. 

Приветственное слово президента ИСКАРА Малькольма Рида

Общество проводит каждые три года международные конгрессы. Первый конгресс ISCAR был проведен в Севилье (Испания) (2005) – "Представления в изменящихся обществах: обучение, взаимодействие и мышление в межкультурной деятельности".  Следующий, второй, конгресс в Сан-Диего (США) (2008) назывался "Экология многообразия: развитие и историческое взаимовыражение форм опосредования". Позже состоялись конгрессы в Риме (Италия) (2011) и в Сиднее (Австралия) (2014).

Международное общество культурно-исторических деятельностных исследований  объединяет учёных и практиков более 70 стран мира. Поэтому участие внушительной команды представителей российской психологической школы стало символичным событием для участников Конгресса.

Общество ISCAR ставит своими целями содействие развитию междисциплинарных теоретических и практических исследований социальных, культурных и исторических аспектов человеческой деятельности, а также поддержание взаимодействия, общения и сотрудничества между исследователями.

Большинство исследований, проводимых членами ISCAR, объединяет рассмотрение специфических культурных условий происхождения и развития психических функций. Научным фундаментом общества являются психологические теории Льва Семеновича Выготского, его соратников и учеников. Известность культурно-исторической психологии Л.С. Выготского в последние десятилетия постоянно растет, и в настоящее время его теория становится одной из самых распространённых в мире.

Учение Льва Семеновича об особенностях обучения ребенка в зоне его ближайшего развития является фундаментальным в подходе саткинских педагогов, обучающих детей игре в шахматы.

Доклады российских исследователей на Конгрессе были посвящены темам методики преподавания шахмат на основе принципов культурно-исторической психологии, диагностики динамики развития интеллектуальных процессов и результатам, которых достигли ученики. Участники из России обсуждали также вопросы психотерапии и психолого-педагогической помощи в области исследований личности в рамках культурно-исторической психологии, о развитии и субъектной позиции, а также несколько исторических очерков о важных представителях школы Льва Семеновича Выготского, таких, как Владимир Петрович Зинченко.

Виктор и Юрий Зарецкие делают доклад о роли субъектной позиции

Виктор Зарецкий делает доклад о В.П. Зинченко,
хранителе традиций культурно-исторической психологии

Все российские участники Конгресса представляли свои доклады. В течение шести дней прошло параллельно более ста заседаний секций по различным направлениям педагогики, психологии, социологии и философии.

Параллельно была организована сессия постерных докладов, на которой были представлены несколько десятков стендовых докладов.

На сессии постерных докладов был представлен наш плакат о траектории развития исследований в области преподавания шахмат. Левая его часть содержит научные сведения об особенностях обучения ребенка, подхода к этому обучению и стадий его развития. В центре, с внушительным объемом фотоматериалов, рассказывается о саткинском опыте преподавания шахмат в начальной школе.  Правая часть дополняет идею общего развития на примере использования нашей методики с детьми-инвалидами в Жилом реабилитационном комплексе «Незнайка».

Численный состав российской делегации невозможно сейчас определить. Все дело в следующем вопросе. Можно ли причислить внушительную часть эмигрантов из России к этому составу? Там я познакомилась с сотрудниками зарубежных вузов, выходцами из России. В связи с этим во время работы секции произошел забавный случай. Мой доклад любезно согласился переводить Ваня Николаевский, неплохо владеющий английским языком. Вопросы дискуссии, которая разгорелась после моего выступления, также необходимо было переводить в режиме реального времени. Но специфика терминологии в области педагогики и психологии не позволила Ивану быстро справиться с задачей. Тогда наши соотечественники, а ныне преподаватели местного университета, пришли ему на помощь. Так мы и поняли, что в аудитории много НАШИХ!

Одна из участниц Конгресса, аспирант факультета консультативной и клинической психологии МГППУ Николаевская Ирина, так описывает свои впечатления: «... попав на такое мероприятие, начинаешь по-другому смотреть и на себя, и на науку в целом, начинаешь ощущать себя в команде, ощущать себя сотрудником, пусть твои коллеги живут и работают в тысячах километров от тебя, но теперь ты точно знаешь, что вас объединяет, и эти связи преодолевают любые преграды и расстояния. Но масштабность ещё не всё. Во взаимодействии с участниками, при обсуждении тем исследований, которые на первый взгляд не имеют ничего общего, вдруг начинаешь обнаруживать точки соприкосновения, и в этот момент возникает желание сотрудничать, желание творить и делать что-то вместе. Это сотрудничество действительно окрыляет и вдохновляет на подвиги. И, конечно, помимо науки, появляется возможность познакомиться с потрясающими людьми, воодушевиться их образом мыслей и взглядом на жизнь, стать друзьями».

Меня вдохновили слова Ирины, и мне тоже захотелось поделиться своими эмоциями. Лично для меня участие в этом Конгрессе стало самым удивительным событием. Поездка в Канаду и участие в Международном Конгрессе позволила взглянуть на мир и всю мою жизнь по-другому. Я познакомилась с коллегами из Москвы и из разных стран мира, которые так же, как и я, неравнодушны к вопросам исследования особенностей детского возраста. И даже языковой барьер не помещал мне насладиться атмосферой увлеченности исследователей мира в вопросах детского развития. Благодаря деятельности нашего руководителя проекта Виктора Кирилловича Зарецкого у меня появился шанс рассказать миру о том, чем наша команда педагогов занималась более двенадцати лет, и услышать мнение зарубежных коллег о нашей деятельности. Я выражаю искреннюю признательность Виктору Кирилловичу за терпение, понимание и заботу в деле нелегкого труда, чтобы моя поездка все же состоялась!

Большое спасибо и руководителю нашей организации Шахматного клуба «Вертикаль» Амиру Мансуровичу Гилязову за поддержку в участии сотрудников в подобных мероприятиях.

Эта поездка не могла бы состояться и без спонсорской помощи удивительного человека. Матиас Дрегер, президент Российско-германского шахматного фонда «Сатка», на протяжении многих лет поддерживает все научные поиски как московских исследователей, так и учителей Саткинского района в нелегком вопросе общего развития детей. Деятельность Матиаса в области меценатства подобных проектов заслуживает самой душевной благодарности.

Достижением саткинских педагогов, о котором также говорилось на Конгрессе, стал совместный труд с учеными из МГППУ над созданием рабочей тетради по обучению детей основам шахматной игры. Идея составления рабочей тетради по методике принадлежит учителю начальных классов школы № 5 Муксимовой Мили Юрьевны.

Рабочая тетрадь в комплекте с методическими материалами «Шахматы для общего развития» была переведена на английский язык и распространялась среди слушателей Конгресса. Более 200 экземпляров нашей методики разъехались с их обладателями в разные страны и попали в школы мира. Распространение наших идей, надеюсь, вдохновит саткинских исследователей на дальнейшее планирование работы над совершенствованием методики преподавания шахмат в начальной школе.

Следующий Конгресс состоится через три года в не менее далекой для нас стране Бразилии. И, по словам Ирины Николаевской, «надеемся, что это нас не испугает, а наоборот воодушевит…» на новые достижения в области шахмат для общего развития!