6 марта 2021 года в работе очередного научно-практического семинара приняли участие педагоги и психологи, реализующие принципы рефлексивно-деятельностного подхода к обучению детей игре в шахматы. Руководитель педагогического семинара Виктор Кириллович Зарецкий, кандидат психологических наук, профессора кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета «Консультативная и клиническая психология» Московского государственного психолого-педагогического университета.

         Практика оказания консультативной помощи детям, сталкивающимися с трудностями в освоении шахматной игры - это такая методика обучения, которая позволяет педагогам создавать условия для полноценной самореализации каждого ребёнка. Это становится возможным, когда занятия основаны на принципах сотрудничества и рефлексии; планирования действий в уме и реализации замысла в деятельности; действия в зоне ближайшего развития ребёнка (по Л.С. Выготскому) и работы со способом решения проблемной ситуации.

    

 

      На семинаре у специалистов есть возможность озвучить и обсудить проблемные эпицентры процесса обучения детей. Это особо отметила один из педагогов: «Для меня эта встреча была очень информативной. Это именно те знания, которых мне не хватало на сегодняшний день для дальнейшей работы…».

       Онлайн-встречи с Виктором Кирилловичем значительно расширяют возможности наших специалистов в их взаимодействии с детьми на шахматных занятиях, увеличивают возможности для освоения новых технологий рефлексивно-деятельностного подхода к обучению детей.

      Мы искренне благодарим Виктора Кирилловича за участие в регулярных онлайн-встречах в рамках педагогического семинара, а также выражаем особую признательность всем участникам, поддержавшим организацию и проведение семинара.

    

 

22 января Шахматный клуб «Вертикаль» вновь выступил одной из площадок дискуссии в рамках круглого стола «Шахматы для общего развития: новые образовательные модели и практики». Педагоги и психологи района обсудили развитие системы шахматного образования в условиях пандемии и качественное обучение детей игре в шахматы с целью их развития.  

 

Дискуссия проходила по трём тематическим направлениям: «Новые вызовы для образовательного процесса», «Профилактика асоциального поведения детей и подростков», «Опыт позитивного применения интернет-пространства».

В условиях пандемии процесс обучения детей носит неоднозначный характер. В любой момент времени может быть введён режим дистанционного образования. Этот факт не может являться препятствием для того, чтобы учебный процесс был нарушен. Точно также завершающие итоговые мероприятия года «Шахматный интеллектуальный кубок» и «Живые шахматы» планируется перевести в режим онлайн. Для того, чтобы каждый ребенок смог проявить себя шахматных соревнованиях.

Также участники обсудили вопросы профилактики асоциального поведения детей и подростков в условиях современной школы. Сегодня всё большее значение отводится развитию ребёнка в его осведомлённости о способах хорошего времяпрепровождения. На помощь приходят шахматы и организация рефлексивной деятельности учеников. В обсуждении дети рассказывают о реализации своих творческих способностей, раскрытии возможностей и опыте социализации.

Участники вновь обратились к теме работы с детьми в цифровом пространстве. С помощью компьютерной программы по методике В.К. Зарецкого, А.М. Гилязова «Шахматы для общего развития» можно проводить полноценные онлайн-уроки с группой учеников.

В завершении мероприятия коллеги выразили общее мнение о ценности подобного формата и необходимости продолжения совместного обсуждения задач детского развития в рамках научно-практического педагогического семинара с руководителем проекта «Шахматы для общего развития», канд. психол. н., профессором МГППУ Зарецким Виктором Кирилловичем.

                 

Глухова Оксана Владимировна, психолог

 психолог ШК «Вертикаль»,

куратор проекта «Шахматы для общего развития».


 

Последний месяц 2020 года оказался достаточно плодотворным для специалистов, занимающихся обучением детей игре в шахматы. Две субботы уходящего года (19 и 26 декабря) у наших учителей была уникальная возможность принять участие в онлайн-встречах с научными руководителями системы шахматного образования нашего района.

Более 17 лет назад в нашем районе был дан старт всеобщему шахматному образованию: детей в возрасте 5-11 лет обучают игре в детских садах и начальной школе. И все эти годы Шахматный клуб «Вертикаль» и МКУ «Управление образования» сотрудничают с исследователями в области обучения детей игре в шахматы.

С Игорем Георгиевичем Сухиным, кандидатом педагогических наук, старшим научным сотрудником Института стратегии развития образования РАО г. Москвы, педагоги и психологи обсудили актуальные тенденции и подходы к методике обучения детей игре в шахматы в рамках круглого стола «Учебная дисциплина «Шахматы» в школах и дошкольных учреждениях». Игорь Георгиевич рассказал о своём участии в перспективных исследовательских проектах, творческих интересах и планах, представил методологические новинки в помощь учителям.

В субботу 26 декабря в онлайн-формате был дан старт работе научно-практического педагогического Семинара «Особенности практики обучения детей игре в шахматы в условиях дистанционной формы работы».

Организаторы мероприятия:

  • Факультет «Консультативная и клиническая психология» МГППУ (Московский государственный психолого-педагогического университет);
  • Шахматный клуб «Вертикаль»;
  • МКУ «Управление образования».

Руководители Семинара:

  • Зарецкий Виктор Кириллович – кандидат психологических наук, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета «Консультативная и клиническая психология» МГППУ, руководитель проекта «Шахматы для общего развития»
  • Глухова Оксана Владимировна – психолог ШК «Вертикаль», куратор проекта «Шахматы для общего развития» в Челябинской области
  • Титова Лада Владимировна – методист по шахматному образованию ШК «Вертикаль»

Работа Семинара началась со слов приветствия Амира Мансуровича Гилязова, члена Наблюдательного совета ФШР, исполнительного директора ШК «Вертикаль». Он вновь обратил внимание слушателей к исключительному опыту работы нашей системы саткинского шахматного образования в умелом сочетании развивающей и спортивной составляющей этого процесса.

Слушателям была предоставлена возможность поделиться своим опытом и рассказать о трудностях и достижениях. Педагоги обсудили наиболее успешные проекты по повышению мотивации учащихся к собственному развитию (поиск смыслов), рассмотрели проблемы организации помощи школьникам в преодолении неуспешности в обучении через развитие внутреннего плана действий на материале шахматной стратегии.

    

 

      

 Вчера 27 апреля состоялась очередная онлайн-встреча психологов и педагогов, ведущих дистанционную работу со своими учениками по шахматам, с научным руководителем и автором шахматного образовательного проекта на территории Саткинского района «Шахматы для общего развития» к.психол.н., профессором кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии МГППУ, Зарецким В.К.  

Московский государственный психолого-педагогический университет при поддержке и участии общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» проводит серию совместных вебинаров в помощь родителям и педагогам «Учеба дома: как оказывать ребенку помощь, способствующую развитию».

Вебинары организуются каждый понедельник и направлены на трансляцию средств и технологий оказания психолого-педагогической помощи, способствующей развитию обучающихся и преодолению учебных трудностей. Ниже приведена ссылка на вебинар в работе которого спикером выступила психолог ШК «Вертикаль» Глухова Оксана Владимировна. На этой встрече участники обсуждали опыт проекта «Шахматы для общего развития», который успешно реализуется в образовательных учреждениях нашего района, начиная с 2004 года. 

 Прилагаем запись третьей серии вебинара по теме «О проекте "Шахматы для общего развития"» https://www.youtube.com/watch?v=MhBSZHA1aC0. Эту запись на платформе YouTube посмотрели более 4200 зрителей и более 100 человек на странице мероприятия из 41 субъекта Российской Федерации. 

Все материалы, в том числе видеозаписи вебинара "Учеба дома: как оказывать ребенку помощь, способствующую развитию", а также ПРЕЗЕНТАЦИИ к докладам,  размещаются на странице мероприятия: https://rospsy.ru/node/416

На прошлой неделе состоялась научно-практическая психолого-педагогическая конференция «Совершенствование системы обучения детей игре в шахматы: опыт, технологии, концепции».

В мероприятии принял участие научные работники Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) и педагоги Саткинского муниципального района.

С 2004 года в Сатке реализуются проекты введения шахмат в школу и дошкольные образовательные учреждения.

Участники обсудили современные подходы к внедрению инновационной деятельности в образовательной организации, доступность и качество образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья: инклюзивный контекст шахматного обучения, информационные технологии в системе повышения квалификации педагогов, реализующих шахматные образовательные программы, перспективы совершенствования системы обучения детей игре в шахматы с целью общего развития.

По видеосвязи участники конференции послушали выступление и пообщались с профессором МГППУ, научным руководителем проекта «Шахматы для общего развития» Виктором Зарецким.

Куратор проекта «Шахматы для общего развития» в Сатке, психолог Оксана Глухова рассказала о дистанционных формах повышения квалификации педагогов по шахматам с привлечением информационных средств обучения.

По результатам конференции планируется выработать рекомендации по распространению и внедрению лучших практик обучения детей шахматам педагогов Саткинского муниципального района, а также программы повышения квалификации педагогов с целью трансляции в субъектах Российской Федерации.

 

Источник информации: https://govoritsatka.ru/news/obrazovanie/v-satke-sostoyalas-nauchno-prakticheskaya-psihologo-pedagogicheskaya-konferentsiya-posvyaschyonnaya-shahmatam