Дорогие друзья, рады вам сообщить что, на базе ШК «Вертикаль» в Саткинском муниципальном районе проходят онлайн курсы повышения квалификации для воспитателей и педагогов по шахматам. Участие принимают педагоги из Агаповского, Ашинского, Брединского, Нагайбакского, Октябрьского, Сосновского, Троицкого, Увельского, Уйского, Чесменского районов, городов: Бакал, Еманжелинск, Златоуст, Катав-Ивановск, Копейск, Коркино, Магнитогорск, Миасс, Миньяр, Пласт, Сатка, Сим, Троицк, Усть-Катав, Челябинск, п. Локомотивный.

К курсам на сегодняшний момент присоединились около 270 человек. Курсы проходят с 10 по 20 августа. Открытые уроки дают преподаватели, тренера по шахматам на платформе Zoom с одновременной трансляцией на канале YouTube. В организации курсов принимают участие: исполнительный директор ШК «Вертикаль», мастер ФИДЕ А.М. Гилязов, профессор МГППУ, кандидат психологических наук, инструктор ФИДЕ В.К. Зарецкий,  руководитель РМО педагогов по шахматам, психолог, инструктор ФИДЕ О.В. Глухова, учитель начальных классов МАОУ сош №5, педагог по шахматам М.Ю. Муксимова, педагог дополнительного образования МБОУ ДДТ г. Бакала, педагог по шахматам Д.А. Рязанова, тренер-преподаватель, тренер высшей категории, автор шахматных книг С.Б. Позин.

Надеемся, что курсы будут познавательными и, конечно же, интересными для всех участников.

 

Дружная команда в составе сотрудников Шахматного клуба «Вертикаль», профессора МГППУ, учителя шахмат школы №5 и психолога Детского психоневрологического интерната г. Москвы приняли активное участие в работе Международной научно-практической конференции «Шахматы в образовании»

На площадках шахматного форума 25-26 июня состоялся обмен опытом и лучшими практиками, обсуждение новых инициатив, а также рассмотрение ресурсных возможностей для создания и продвижения успешных шахматных проектов.
Цель прошедшей конференции – обсуждение проблематики введения шахмат в систему образования детей дошкольного и школьного возраста.

На пленарном заседании выступили: Аркадий Владимирович Дворкович, президент ФИДЕ; в своем докладе он остановился на актуальности темы обучения детей игре в шахматы для специалистов системы образования многих стран мира; Владимир Борисович Крамник, чемпион мира по шахматам, выступил с докладом о возможных вариантах решения проблем нынешнего поколения детей, у которых есть проблемы с усидчивостью и концентрацией внимания, через организацию занятий шахматами в плане общего развития; Србуи Рафиковна Геворкян, ректор Армянского государственного педагогического университета, доктор психологических наук, профессор, говорила о том, что мы находимся на критическом уровне развития общества, когда наблюдается дефицит диалогичности и дружелюбности мышления. Чтобы двигаться вперед, мы должны осознать, что мы - единая человеческая семья и сообщество единой Земли с общей судьбой. Шахматы могут выступать тем инструментом, с помощью которого можно было бы объединить интересы детского и взрослого населения многих стран мира; Смбат Гарегинович Лпутян, Председатель комиссии ФИДЕ «Шахматы в образовании», президент Армянской шахматной академии, выразил надежду на то, что в работе на секциях конференции у участников появится возможность для продуктивного обмена лучшими практиками и установления профессиональных деловых контактов.

На 5 секциях было заслушано более 40 докладов. Тематика секций отражала фундаментальные и прикладные направления по широкому спектру знаний в области организации шахматного образования.

Участники конференции из 59 стран мира вели диалог о том, что шахматы целесообразно использовать в качестве инструмента устойчивого развития, так как, по словам Н.Г.Алексеева, «шахматы самим Богом созданы для развития способности действовать в уме» (1979).

 Работа конференции была организована по секциям: шахматная педагогическая методология; социальные и психологические аспекты шахмат; шахматы в инклюзивном образовании, подготовка педагогов по шахматам, гендерно-эмоциональное образование в шахматах. Конференцию открывал доклад «Методология преподавания шахмат по технологии рефлексивно-деятельностного подхода в школах в целях общего развития учащихся» В.К. Зарецкий, О.В. Глухова, А.М. Гилязов. Докладчики представили результаты исследования образовательной среды учащихся младших классов, посвятив доклад проблемам обучения детей игре в шахматы, которое ведет за собой повышение развития когнитивных функций и личностных показателей. Отметив необходимость применения средств рефлексивно-деятельностного подхода к преподаванию шахмат в аспекте их развивающего потенциала, авторы представили Многовекторную модель зоны ближайшего развития ребенка, как особой развивающей системы, отражающейся в показателях когнитивного и личностного развития детей.
В качестве приглашенного эксперта по вопросам создания эффективной образовательной среды на уроках шахмат выступила М.Ю. Муксимова, учитель шахмат школы №5 с докладом «Технология построения урока шахмат на принципах рефлексивно-деятельностного подхода».
Доклады участников вызвали огромный  интерес, и научные вопросы активно обсуждались после завершения работы секций на круглых столах. После завершения работы секции на круглом столе нашим докладчиками были заданы вопросы о том, как можно технически организовать идею переноса сформированных способов решения трудных задач на материале шахмат на другие виды учебной деятельности, а также, как организован процесс подготовки педагогов по шахматам в Саткинском муниципальном районе.
Вопросы инклюзивного образования и применения шахмат в качестве одного из ресурсов реабилитации проживающих в психоневрологических интернатах обсуждались коллегами из разных стран мира особенно оживленно после доклада «Когнитивно-личностное развитие в процессе занятий шахматами с помощью средств РДП» А.А. Сидоренко (г. Москва). Анна Андреевна, участник сообщества педагогов по шахматам, реализующих технологии рефлексивно-деятельностного подхода. Она – активный участник мероприятий, проводимых ШК «Вертикаль» с целью популяризации идеи обучения детей игре в шахматы для общего развития. Вопросы А.А. Сидоренко профессиональным сообществом были заданы крайне сложные: Доклад построен на концепции теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Н.Г. Алексеев). Какое мышление доминирует в игре шахматы для формирования дивергентного мышления, как структурного компонента интеллекта? Изучаете ли Вы когнитивный диссонанс в игре? Ответы на эти вопросы помогал сформулировать В.К. Зарецкий, профессор МГППУ и автор РДП: «Если у ученика недостаточно развито дивергентное мышление, то мы помогаем ему найти способы, овладение которыми поможет ему повысить уровень дивергентного мышления, в опоре на рефлексию».

Участниками была подчеркнута важность тематики конференции, в результате которой они получили отличную возможность обменяться с коллегами мнениями, педагогическими технологиями, обогатить свой методический инструментарий.

В итоговом выступлении одного из организаторов международной шахматной конференции ФИДЕ прозвучали такие слова: «для XXI-го века, когда цифровой и кибернетический мир движется к Метавселенной, а большинство людей не имеют привилегий и борются с бедностью и болезнями, чтобы получить образование как свое основное право по рождению, в этом контексте мне нужны ваши идеи и комментарии о том, как мы можем использовать шахматы как правильный инструмент для борьбы с этими трудностями человечества».

О.В. Глухова,
руководитель шахматных образовательных проектов,
психолог ШК «Вертикаль», инструктор ФИДE.

С 25 по 29 апреля проводился самый продолжительный в истории ШК «Вертикаль» Интеллектуальный шахматный марафон: «Живые шахматы: решающая партия». Марафон представляет собой конкурс решения интеллектуальных заданий на шахматном материале. Участники выполняли тесты на внимательность и способность действовать в уме, на оценку развития объема рабочей памяти и математического мышления, на склонность к анализу и логике.

   

   

 Марафон проводился в два этапа: на первом дети представляли свою команду в конкурсе визиток, в котором разыгрывали «живые» шахматные сюжеты. Здесь двигались и кони на импровизированной шахматной доске, и гордые ладьи рассказывали о своей силе, и смелые ферзи атаковали, и отважные пешки совершали чудеса. Дети с удовольствием включались в инсценировку шахматных баталий. Все было сказочно красиво и очень-очень интересно! Богатство творческих находок и их прекрасная реализация – визитная карточка талантливых педагогов по шахматам Саткинского муниципального района.

На втором этапе, который длился 45 минут для школьников и 35 минут для дошкольников, дети выполняли шахматные тесты. Основным материалом для тестов явились задания, базирующиеся на знаниях, умениях, навыках, полученных воспитанниками/учащимися из курса шахматных образовательных программ, реализация которых организована на территории Саткинского муниципального района на базе образовательных учреждений по материалам авторских шахматных программ и методик (В.Л. Барского, В.Г. Гришина, А.Г. Дорофеевой,  В.К. Зарецкого  и соавторов, А.Е. Карпова, В.В. Кострова, Н.М. Петрушиной, И.Г. Сухина). Так, интеллектуальные способности каждого участника проявлялись в ограниченных по времени условиях и нестандартных условиях, когда необходимо здесь и сейчас находить решение в сложных проблемных ситуациях. А ведь именно эта способность и помогает многим шахматистам быть успешными в своей профессиональной деятельности.

        

В этом году для участия в конкурсе было подано всего 36 заявок из детских садов, школ и центров дополнительного образования Саткинского муниципального района. Воспитанники детских садов №2, 3, 8, 10, 22, 27, 30, 31, 35, 42, 46,49 стали самыми юными участниками интеллектуального марафона. Причем, из нескольких детских садов пришли ребята не только подготовительной, но и старшей группы. Школьники с 1 по 4 класс также прияняли участие в нашем конкурсе: учащиеся школ № 4, 5, 10, 13, Филиал школы №13 (п. Малый Бердяуш), 40, 66, школа р.п. Сулея. Количество участников в этому году в два раза больше по сравнению с предыдущими периодами: около 150 ребятишек приняли участие в нашем мероприятии.  

     

Проверку выполненных конкурсных заданий конкурса осуществляет жюри конкурсных туров. Рабочим органом конкурса является жюри, в состав которого входят педагоги образовательных учреждений, а также сотрудники Шахматного клуба «Вертикаль». В задачи членов жюри входит проверка конкурсных заданий, распределение призовых мест и обобщение итогов Конкурса.

Проверка выполненных конкурсных заданий в этом году намечена на 5 мая, поэтому список победителей интеллектуального шахматного марафона будет опубликован позже.

Благодарим педагогов Саткинского муниципального района и руководителей образовательных учреждений, обеспечивших участие своих воспитанников в конкурсе и таком ярком красочном празднике талантов!  

О.В. Глухова,
руководитель шахматных образовательных проектов
психолог ШК «Вертикаль»

Фотогалерея: https://vk.com/satkavseobuch?z=photo-173676795_457241810%2Fwall-173676795_713

 С таким докладом выступили на пленарном заседании Всероссийской конференции «Интеллектуальное здоровье подрастающего поколения через шахматное образование в школах России» в г. Екатеринбурге Амир Мансурович Гилязов, Исполнительный директор ШК «Вертикаль» (Фонд), член Наблюдательного совета ФШР, Виктор Кириллович Зарецкий, к.психол.н., профессор факультета консультативной и клинической психологии МГППУ, автор и руководитель проекта «Шахматы для общего развития», Оксана Владимировна Глухова, руководитель шахматных образовательных проектов, специалист МКУ «Управление образования» Саткинского муниципального района, психолог ШК «Вертикаль» (Фонд).

Уже около 20 лет по инициативе и при поддержке президента ООО Группы Магнезит Сергея Павловича Коростелёва в нашем районе эффективно реализуются шахматные образовательные программы с целью общего развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Также созданы условия для того, чтобы дети могли заниматься шахматами, как видом спорта, и имели возможность добиваться высоких результатов.

Амир Мансурович Гилязов рассказал о том, что три года подряд наши воспитанники занимали почетное третье место среди российских команд на престижном всероссийском соревновании «Белая ладья». Высшим звеном шахматной подготовки ребят является Региональная гроссмейстерская школа 10-го чемпиона мира по шахматам Бориса Васильевича Спасского, которая функционирует у нас в районе. Создана система спортивных мероприятий, воспитано несколько мастеров международного класса. Благодаря нашим достижениям российская шахматная федерация приняла решение доверить проведение Суперфинала Чемпионата России среди мужчин и женщин в Сатке. На сегодняшний день это единственный город с численностью населения менее 1 млн. жителей, в котором было проведено важное итоговое соревнование 2018 года для всей нашей страны.

Такой успех деятельности шахматного клуба «Вертикаль» при поддержке Администрации Саткинского муниципального района и ООО Группы Магнезит можно объяснить тем, что у нас сложилась своя система и философия шахматной подготовки наших воспитанников.

Модель шахматного образования в Саткинском муниципальном районе была представлена докладчиками в виде нескольких опорных элементов. Во-первых, говорилось о том, что Саткинский опыт – мирное сосуществование и гармоничное сочетание двух подходов – спортивного и образовательного направлений работы. Во-вторых, на шахматных занятиях важно создавать условия для развития ребенка с применением технологий инновационного рефлексивно-деятельностного подхода. И, в-третьих, необходимо постоянно отслеживать и анализировать динамику изменений ребенка с тем, чтобы оценить эффективность шахматных занятий и сделать их лучше.

В работе конференции принимал участие Николай Павлович Бурматов, председатель Собрания депутатов Саткинского муниципального района Челябинской области, член Генерального совета партии «Единая Россия». Свое выступление он начал со слов приветствия участникам конференции от Олега Владимировича Цепкина, сенатора Челябинской области, и Александра Игоревича Кузнецова, министра образования и науки Челябинской области. По словам Николая Павловича, у нас в регионе уже много лет специалисты образования и спорта совместно занимаются вопросами включения учебной дисциплины «Шахматы» в школьное образование.  В 2016 году в Челябинской области был создан координационный совет по реализации идей проекта «Шахматный всеобуч». В состав вошли представители Министерства образования и науки, а также Министерства физической культуры и спорта. Было принято решение включить занятия шахматами в образовательные учреждения всей Челябинской области. За основу был взят опыт работы системы организации шахматных образовательных программ на территории Саткинского муниципального района. У нас с 2003 года дети изучают шахматы во всех школьных и дошкольных образовательных учреждениях (100% охват).

 

   

За три года была поставлена задача – охватить шахматным образованием все 43 муниципалитета нашего региона и включить дисциплину «Шахматы», по крайней мере, в одну-две школы на этом этапе. На региональном совещании директоров школ было отмечено, что это образовательный проект, целью которого является – научить детей учиться. Дети, занимающиеся шахматами, легче учат стихи, быстрее решают математические задачи. Поэтому директора пилотных школ проекта поняли, что это интеллектуальная составляющая учебного процесса и с уверенностью взялись его реализовывать. Так, для Министерства образования Челябинской области шахматы стали собственным полноценным проектом. На этом этапе задача была выполнена.

Работа по включению всех школ области в этот проект продолжается. Та программа, которая сегодня утверждена на уровне Министерства образования Челябинской области, предполагает, что шахматные занятия будут включены в учебный процесс в 100% образовательных учреждений. Преподавание шахмат – это целая система, поэтому каждая ее составляющая должна получать поддержку и развитие. Обучение начинающих педагогов, методическая и психологическая поддержка их деятельности, оснащение шахматным инвентарем, организация конкурсов и турниров – все это составляющие системы, которые нуждаются в помощи региональных ведомств.

Николай Павлович Бурматов выразил уверенность в том, что опыт введения шахмат в образовательные учреждения по всей территории всей Челябинской области может быть востребован и на Федеральном уровне.

На конференции руководители региональных отделений Федерации шахмат и Департамента образования, доктора и кандидаты наук, гроссмейстеры и мастера спорта по шахматам, начальники и представители образовательных учреждений обсуждали актуальность утверждения на законодательном уровне включения шахматных занятий в программу детских садов и начальных классов школ.

Константин Валерьевич Шевченко, начальник Департамента образования Администрации города Екатеринбурга, рассказал о том, что с 2012 года в школы города стали вводить шахматы по трём различным моделям: вместо одного урока физкультуры, как дополнительное образование и в качестве внеурочной деятельности. Константин Валерьевич отметил, что на таких конференциях важен обмен опытом для активного вовлечения образовательных организаций в шахматную деятельность.

Смбат Гарегинович Лпутян (Армения), гроссмейстер, Председатель комиссии «Шахматы в системе образования» Международной шахматной федерации FIDE: «Мне очень приятно быть здесь, в России. Хочу поблагодарить всех, кто так много работает в направлении развития шахматного образования. Я с каждым годом более и более вдохновляюсь и люблю свою работу. Понимаю, что то, что мы делаем, это очень нужно для мира, для общества. Мы хотим видеть мир духовным с успешными людьми, которые могли бы всегда принимать правильные решения. Шахматное движение, которое быстро развивается по всему миру, могло бы в скором времени дать свои  результаты: люди стали бы лучше, более дружными! Благодарю всех, кто занимается этим делом. Я рад, что нахожусь здесь и могу послушать всех, кто расскажет о своей работе».

Надо отметить, что Саткинский опыт вызвал живейший интерес у участников конференции. В режиме работы круглого стола «Практика взаимодействия образовательных и спортивных ведомств в реализации Саткинских шахматных проектов», в котором модераторами выступили также саткинские специалисты, обсуждались актуальные для слушателей вопросы. Сколько дней в неделю дети должны изучать шахматы? Ощущаем ли мы конфликт между методиками и способами обучения у тренеров и учителей? Как убедить руководство образовательного учреждения в том, что шахматы в современной системе образования могут выступать дополнительным инструментом для развития детей?

   

О том, какое впечатление вызвала работа на конференции наших представителей можно прочитать на сайте фонда поддержки талантливых детей «Золотое сечение», руководители которого поддержали инициативу развития шахматных образовательных программ: https://zsfond.ru/novosti/dolzhna-byt-sistema/    

                                                                                                                                                                                                                                  Оксана Владимировна Глухова, руководитель шахматных образовательных проектов,                                                                                                                                                                                                                                          специалист МКУ "Управление образования" Саткинского муниципального района,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  психолог ШК "Вертикаль" (Фонд)

Председатель комиссии Международной шахматной федерации (FIDE)  «Шахматы в системе образования», выдающийся гроссмейстер Смбат Гарегинович Лпутян в рамках рабочей встречи побывал с визитом в Сатке 29 марта.

 Смбат Гарегинович вместе с другом - тоже шахматистом из г. Челябинска Сергеем Николаевичем Скудновым посетили открытые уроки в школьных образовательных учреждениях и детском саду г. Сатки.

С.Г. Лпутян был восхищён знаниями и умениями детей, тем, как дошколята и первоклассники знают шахматный материал, умеют решать задачи различного уровня сложности. Первоклассники знают, как делать рокировку, умеют поставить шах или мат. Вдвойне наши гости были поражены, с какой любовью и заботой проходят занятия в коррекционной школе, где дети также решают задачи и играют в шахматы.

1 и 2 февраля проходила открытая научно-практическая конференция «Горное сердце Евразии»,  посвященная 95-летию Саткинского муниципального района.

Работа была организована в режиме пленарного заседания и работы секции по направлениям: «История и люди»; «Инженерно-техническое и промышленное краеведение»; «Природа и туризм»; «Культура и творчество»; «Философия».

Более 70 научно-практических исследований было представлено специалистами гуманитарного и технического профиля, краеведами, учеными, преподавателями и аспирантами, студентами и учащимися (от 14 лет и старше), сотрудниками архивов и библиотек из Челябинска, Екатеринбурга, Сатки и Бакала. На конференции был представлен доклад

О.В. Глуховой, А.М. Гилязова, В.К. Зарецкого

«История проекта «Шахматы для общего развития»: саткинский опыт»

в режиме работы секции «Культура и творчество» (руководитель Л.С. Ежова), в котором шла речь о создании условий для культурного самоопределения юных саткинцев в увлечении шахматной игрой и общем развитии.

            

На базе школ нашего района на протяжении 18 лет действует проект «Шахматы для общего развития». Он реализуется по инициативе президента «Группы Магнезит» С.П. Коростелёва при поддержке Администрации Саткинского муниципального района. В основу идеи лёг тезис о том, что шахматы — это действенный инструмент для развития.

Представлена история разработки уникальной методики обучения детей, которая способствует раннему созреванию высших психических процессов, а также помогает детям учиться делать правильные шахматные ходы, как с помощью фигур на шахматной доске, так и полностью в мыслительном плане.

Специалисты шахматного клуба приняли участие в Международной онлайн-конференции «Шахматы в образовании» 20 и 21 ноября. Мероприятие организовано Комиссией ФИДЕ по шахматам в образовании (EDU) и Научно-исследовательским институтом «Шахматы» АГПУ (Армянский Государственный педагогический университет). К платформе Zoom одновременно подключились участники из 98 стран мира (именно столько стран зарегистрировалось на мероприятие).

 

                                                             

 

Лишь один доклад из России получил право презентации в режиме онлайн-конференции – доклад о саткинском опыте. В совместном докладе психолога ШК "Вертикаль" О.В. Глуховой, преподавателя МГППУ М.М. Гордон, учителя МАОУ СОШ №5 М.Ю. Муксимовой под научным руководством профессора кафедры индивидуальной и групповой психотерапии МГППУ, к.псх.н., В.К. Зарецкого и Исполнительного директора ШК «Вертикаль», мастера ФИДЕ, А.М. Гилязова был представлен обзор методики преподавания шахмат в школах «Шахматы для общего развития». Эта шахматная программа создавалась при поддержке ООО "Группы "Магнезит" усилиями учителей и психологов нашего района.

21 октября состоялся Круглый стол для шахматных педагогов на тему: «Обмен опытом деятельности шахматных образовательных проектов». На семинар пришли учителя, воспитатели, психологи и тренера, любящие свою профессию, детей и шахматы!

В последнее время расширяется география участников мероприятий, проводимых в нашем клубе. Обсуждение возможностей и перспектив сотрудничества между педагогами стало возможным благодаря тому, что к нам по программе стажировки приехали педагоги из городов Москвы и Магнитогорска.

Встреча прошла в уютной атмосфере чаепития! В гостях были замечательные люди – руководитель шахматного клуба «Дебют» при МКУК «Центральной детской библиотечной системы» Нина Борисовна Стороженко из г. Магнитогорск и Анна Андреевна Сидоренко, психолог, педагог по шахматам, ГБУ Центра социальной поддержки и реабилитации «Дом детей» г. Москва. Нина Борисовна приехала в Сатку уже во второй раз. В этом году для совместного обсуждения проблем, связанных с организацией процесса шахматной педагогической деятельности, педагоги приехали к нам увидеть на практике, как проходят уроки по шахматам для детей. Особенно интересовал опыт обучения детей с особенностями развития, а также составления программ для работы с детьми в условиях коррекционной школы.

       

30 сентября в ШК «Вертикаль» состоялось первое в этом учебном году занятие по повышению шахматной квалификации педагогов, участвующих в региональном партийном проекте «Шахматный всеобуч», и реализующих шахматные образовательные программы: курс Игоря Георгиевича Сухина «Шахматы – школе» и проект Виктора Кирилловича Зарецкого «Шахматы для общего развития».  

Повышение шахматного мастерства специалистов является одной из традиций организации всеобуча в Саткинском муниципальном районе с 2003 года. Также как и сентябрьская встреча с педагогами в рамках проведения Установочного семинара, который состоялся 16 сентября на базе Шахматного клуба.

Организаторы и педагоги подвели итоги прошедшего учебного года и обсудили перечень изменений, которые можно было бы ввести в нашу совместную практику в деле организации шахматного учебного процесса.

Как и в прошлые годы, работа будет строиться по четырем направлениям:

- поддержка реализации учебных программ по шахматам в образовательных учреждениях Саткинского муниципального района;

- проведение традиционных конкурсов на базе Шахматного клуба при поддержке МКУ «Управление образования»;

- организация и проведение научно-практических мероприятий для педагогов района с целью ознакомления с перспективными практиками обучения детей игре в шахматы в нашей стране и мире;

- участие воспитанников образовательных учреждений в спортивно-массовых мероприятиях.

На педагогическом семинаре обсудили перспективные планы организации шахматного образования среди детского населения.

Следующее занятие по повышению шахматной квалификации состоится по расписанию в четверг 7 октября в 15-30 в шахматном клубе школы № 40. Тема «Шахматная доска, фигуры и пешки, ходы, запись шахматных партий».

Приглашаем всех желающих!

 

Глухова О.В., психолог ШК «Вертикаль»,

руководитель шахматных образовательных проектов