Специалисты шахматного клуба приняли участие в Международной онлайн-конференции «Шахматы в образовании» 20 и 21 ноября. Мероприятие организовано Комиссией ФИДЕ по шахматам в образовании (EDU) и Научно-исследовательским институтом «Шахматы» АГПУ (Армянский Государственный педагогический университет). К платформе Zoom одновременно подключились участники из 98 стран мира (именно столько стран зарегистрировалось на мероприятие).

 

                                                             

 

Лишь один доклад из России получил право презентации в режиме онлайн-конференции – доклад о саткинском опыте. В совместном докладе психолога ШК "Вертикаль" О.В. Глуховой, преподавателя МГППУ М.М. Гордон, учителя МАОУ СОШ №5 М.Ю. Муксимовой под научным руководством профессора кафедры индивидуальной и групповой психотерапии МГППУ, к.псх.н., В.К. Зарецкого и Исполнительного директора ШК «Вертикаль», мастера ФИДЕ, А.М. Гилязова был представлен обзор методики преподавания шахмат в школах «Шахматы для общего развития». Эта шахматная программа создавалась при поддержке ООО "Группы "Магнезит" усилиями учителей и психологов нашего района.

 

                            

В программе конференции обсуждалась актуальная тема в современном шахматном мире о том, что образовательные шахматы (шахматы – инструмент развития образования) отличаются от спортивных шахмат (образовательная среда – инструмент развития шахмат). Доклады распределялись по трем секциям: Дошкольный, школьный и университетский уровень образования.

21 октября состоялся Круглый стол для шахматных педагогов на тему: «Обмен опытом деятельности шахматных образовательных проектов». На семинар пришли учителя, воспитатели, психологи и тренера, любящие свою профессию, детей и шахматы!

В последнее время расширяется география участников мероприятий, проводимых в нашем клубе. Обсуждение возможностей и перспектив сотрудничества между педагогами стало возможным благодаря тому, что к нам по программе стажировки приехали педагоги из городов Москвы и Магнитогорска.

Встреча прошла в уютной атмосфере чаепития! В гостях были замечательные люди – руководитель шахматного клуба «Дебют» при МКУК «Центральной детской библиотечной системы» Нина Борисовна Стороженко из г. Магнитогорск и Анна Андреевна Сидоренко, психолог, педагог по шахматам, ГБУ Центра социальной поддержки и реабилитации «Дом детей» г. Москва. Нина Борисовна приехала в Сатку уже во второй раз. В этом году для совместного обсуждения проблем, связанных с организацией процесса шахматной педагогической деятельности, педагоги приехали к нам увидеть на практике, как проходят уроки по шахматам для детей. Особенно интересовал опыт обучения детей с особенностями развития, а также составления программ для работы с детьми в условиях коррекционной школы.

       

30 сентября в ШК «Вертикаль» состоялось первое в этом учебном году занятие по повышению шахматной квалификации педагогов, участвующих в региональном партийном проекте «Шахматный всеобуч», и реализующих шахматные образовательные программы: курс Игоря Георгиевича Сухина «Шахматы – школе» и проект Виктора Кирилловича Зарецкого «Шахматы для общего развития».  

Повышение шахматного мастерства специалистов является одной из традиций организации всеобуча в Саткинском муниципальном районе с 2003 года. Также как и сентябрьская встреча с педагогами в рамках проведения Установочного семинара, который состоялся 16 сентября на базе Шахматного клуба.

Организаторы и педагоги подвели итоги прошедшего учебного года и обсудили перечень изменений, которые можно было бы ввести в нашу совместную практику в деле организации шахматного учебного процесса.

Как и в прошлые годы, работа будет строиться по четырем направлениям:

- поддержка реализации учебных программ по шахматам в образовательных учреждениях Саткинского муниципального района;

- проведение традиционных конкурсов на базе Шахматного клуба при поддержке МКУ «Управление образования»;

- организация и проведение научно-практических мероприятий для педагогов района с целью ознакомления с перспективными практиками обучения детей игре в шахматы в нашей стране и мире;

- участие воспитанников образовательных учреждений в спортивно-массовых мероприятиях.

На педагогическом семинаре обсудили перспективные планы организации шахматного образования среди детского населения.

Следующее занятие по повышению шахматной квалификации состоится по расписанию в четверг 7 октября в 15-30 в шахматном клубе школы № 40. Тема «Шахматная доска, фигуры и пешки, ходы, запись шахматных партий».

Приглашаем всех желающих!

 

Глухова О.В., психолог ШК «Вертикаль»,

руководитель шахматных образовательных проектов

     

 

                                                                                

 

  

  

 

 

 

 

 

Подведены итоги завершившегося в Сатке на базе ШК «Вертикаль» Интеллектуального шахматного марафона среди обучающихся образовательных организаций, участвующих в программе Шахматного всеобуча. Основными целями конкурса явились поддержка и развитие исследовательской активности в области интеллектуальной и шахматной деятельности каждого ребенка.

Для участия в Интеллектуальном марафоне зарегистрировалось 17 команд, среди которых воспитанники детских дошкольных учреждений и ученики младших классов с 1 по 4 класс. Несмотря на непростые задания, ребята успешно справились со всеми испытаниями и получили много положительных эмоций!

Всего в марафоне участвовало 85 ребятишек, 17 из которых признаны Победителями в личном зачёте.

Все участники достаточно умные ребята, мотивированные на выполнение конкурсных заданий и, конечно, каждый хотел выиграть в этом Конкурсе!

 

Справочно

Конкурс Интеллектуальный шахматный марафон – мероприятие для детей, изучающих основы игры в рамках шахматного всеобуча, организованного на территории Саткинского муниципального района по материалам авторских шахматных программ и методик (В.Л. Барского, В.Г. Гришина, В.К. Зарецкого и соавторов, А.Е. Карпова В.В. Кострова, И.Г. Сухина).

Игра в шахматы уникальный инструмент для интеллектуального и личностного развития. По нашим многолетним исследованиям при решении шахматных задач и упражнений у детей повышается объём непроизвольной памяти и основных свойств внимания, логико-математическое мышление, а также умение применять способы решения сложных задач в новых нестандартных ситуациях.

По этим направлениям и были составлены конкурсные задания в соответствии с возрастными категориями детей. Интеллектуальный марафон состоял из 5 творческих и интеллектуально-шахматных заданий.

 

По итогам проведения Конкурса в каждой возрастной категории по наибольшему количеству баллов были определены команды-победительницы и призёры в личном зачёте.

Среди дошкольных образовательных учреждений победителями стали команды МБДОУ «Д/с № 8» (руководитель Низамутдинова И.Ф.) и МКДОУ «Д/с № 27» (руководители Лукьянова М.С. и Танкова О.А.).

Среди школьных образовательных учреждений в числе победителей команды:

- 1-х классов МАОУ «СОШ №10» (педагоги-наставники Вакилова С.Ф. и Волгутова Л.А.), МАОУ «СОШ №13» (педагог   Канипова Т.Э.) и МАОУ «СОШ №40» (педагоги Абдрахманова Е.Г., Курникова О.Г. и Хайбуллин И.Р.).

- 2-3 классов МАОУ «СОШ №5» (педагог Муксимова М.Ю.), МАОУ «СОШ №10» (педагог  Волгутова Л.А.) и МАОУ «СОШ №9» (педагог Сажина Е.А.).

- 4 классов МАОУ «СОШ №40» (педагоги: Файзуллина О.В. и Глухова О.В., психолог ШК «Вертикаль»), МАОУ «СОШ №5» (педагог Муксимова М.Ю.) и Дом Детского творчества г. Бакала (педагог Рязанова Д.А.).

Призёры в личном зачёте
  1. Пучков Лев, воспитанник МБДОУ «Д/с № 8» (педагог  Низамутдинова И.Ф.)
  2. Гареев Даниил, воспитанник МКДОУ «Д/с № 27» (педагог  Лукьянова М.С.)
  3. Альтапов Даниил, воспитанник МКДОУ «Д/с № 27» (педагог  Танкова О.А.)
  4. Исангильдин Тимур, ученик 1 класса МАОУ «СОШ №10» (педагог Волгутова Л.А.)
  5. Дубовикова Маргарита, ученица 1 класса МАОУ «СОШ №13» (педагог  Канипова Т.Э.);
  6. Волков Кирилл, ученик 1 класса МАОУ «СОШ №40» (педагог Хайбуллин И.Р.)
  7. Лоптев Павел, ученик 2 класса МАОУ «СОШ №5» (педагог  Муксимова М.Ю.)
  8. Радостев Егор, ученик 2 класса МАОУ «СОШ №10» (педагог   Волгутова Л.А.)
  9. Кузнецова Софья, ученица 2 класса МАОУ «СОШ №9» (педагог  Сажина Е.А.)
  10. Платонов Максим, ученик 2 класса МАОУ «СОШ №4» (тренер ШК «Вертикаль» Байгильдин А.М.)
  11. Хафизова Регина, воспитанница ДДТ г. Бакала (педагог Рязанова Д.А.)
  12. Воробьева Екатерина, ученица 4 класса МАОУ «СОШ №40» (педагог Файзуллина О.В.)
  13. Глухова Анастасия, ученица 4 класса МАОУ «СОШ №40» (педагог Файзуллина О.В.)
  14. Мальгинов Ярослав, ученик 4 класса МАОУ «СОШ №5» (педагог  Муксимова М.Ю.)
  15. Гребнева Яна, воспитанница ДДТ г. Бакала (педагог Рязанова Д.А.)
  16. Бычковский Алексей, воспитанник ДДТ г. Бакала (педагог Рязанова Д.А.)
  17. Саляхов Даниэль, воспитанник ДДТ г. Бакала (педагог Рязанова Д.А.)

 

Победители и призёры награждаются грамотами ШК «Вертикаль» и памятными призами. Поздравляем призёров и участников марафона, их родителей, педагогов-наставников и тренеров. Желаем им больших успехов, удачи, неиссякаемой энергии и жажды познания!

 Глухова Оксана Владимировна,
психолог ШК "Вертикаль"

       6 марта 2021 года в работе очередного научно-практического семинара приняли участие педагоги и психологи, реализующие принципы рефлексивно-деятельностного подхода к обучению детей игре в шахматы. Руководитель педагогического семинара Виктор Кириллович Зарецкий, кандидат психологических наук, профессора кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета «Консультативная и клиническая психология» Московского государственного психолого-педагогического университета.

         Практика оказания консультативной помощи детям, сталкивающимися с трудностями в освоении шахматной игры - это такая методика обучения, которая позволяет педагогам создавать условия для полноценной самореализации каждого ребёнка. Это становится возможным, когда занятия основаны на принципах сотрудничества и рефлексии; планирования действий в уме и реализации замысла в деятельности; действия в зоне ближайшего развития ребёнка (по Л.С. Выготскому) и работы со способом решения проблемной ситуации.

    

 

      На семинаре у специалистов есть возможность озвучить и обсудить проблемные эпицентры процесса обучения детей. Это особо отметила один из педагогов: «Для меня эта встреча была очень информативной. Это именно те знания, которых мне не хватало на сегодняшний день для дальнейшей работы…».

       Онлайн-встречи с Виктором Кирилловичем значительно расширяют возможности наших специалистов в их взаимодействии с детьми на шахматных занятиях, увеличивают возможности для освоения новых технологий рефлексивно-деятельностного подхода к обучению детей.

      Мы искренне благодарим Виктора Кирилловича за участие в регулярных онлайн-встречах в рамках педагогического семинара, а также выражаем особую признательность всем участникам, поддержавшим организацию и проведение семинара.

    

 

22 января Шахматный клуб «Вертикаль» вновь выступил одной из площадок дискуссии в рамках круглого стола «Шахматы для общего развития: новые образовательные модели и практики». Педагоги и психологи района обсудили развитие системы шахматного образования в условиях пандемии и качественное обучение детей игре в шахматы с целью их развития.  

 

Дискуссия проходила по трём тематическим направлениям: «Новые вызовы для образовательного процесса», «Профилактика асоциального поведения детей и подростков», «Опыт позитивного применения интернет-пространства».

В условиях пандемии процесс обучения детей носит неоднозначный характер. В любой момент времени может быть введён режим дистанционного образования. Этот факт не может являться препятствием для того, чтобы учебный процесс был нарушен. Точно также завершающие итоговые мероприятия года «Шахматный интеллектуальный кубок» и «Живые шахматы» планируется перевести в режим онлайн. Для того, чтобы каждый ребенок смог проявить себя шахматных соревнованиях.

Также участники обсудили вопросы профилактики асоциального поведения детей и подростков в условиях современной школы. Сегодня всё большее значение отводится развитию ребёнка в его осведомлённости о способах хорошего времяпрепровождения. На помощь приходят шахматы и организация рефлексивной деятельности учеников. В обсуждении дети рассказывают о реализации своих творческих способностей, раскрытии возможностей и опыте социализации.

Участники вновь обратились к теме работы с детьми в цифровом пространстве. С помощью компьютерной программы по методике В.К. Зарецкого, А.М. Гилязова «Шахматы для общего развития» можно проводить полноценные онлайн-уроки с группой учеников.

В завершении мероприятия коллеги выразили общее мнение о ценности подобного формата и необходимости продолжения совместного обсуждения задач детского развития в рамках научно-практического педагогического семинара с руководителем проекта «Шахматы для общего развития», канд. психол. н., профессором МГППУ Зарецким Виктором Кирилловичем.

                 

Глухова Оксана Владимировна, психолог

 психолог ШК «Вертикаль»,

куратор проекта «Шахматы для общего развития».