В последний майский день необычное итоговое занятие по шахматам прошло в отделении ШК «Вертикаль» в школе № 40 – точнее, во дворе. Дети стали живыми фигурами и воспроизводили на открытом поле все действия игроков на обычной доске.

В решающей партии сразились Виктор Таболин (школа № 5) и Ульяна Рябинина (школа № 40) – победители внутриклассных турниров по круговой системе.

Их одноклассники, хоть и примерили роли безмолвных чёрных и белых фигур, старались всячески поддержать товарищей, анализировали всевозможные комбинации ходов.

Соперники оказались равными по уровню мастерства – партия длилась больше часа, к концу у них осталось примерно одинаковое количество равноценных фигур. Школьникам предложили согласиться на ничью, но они решили бороться до конца. Тем не менее, оставшиеся 10 минут партии так и не смогли определить победителя. И главный арбитр соревнования, кандидат в мастера спорта по шахматам Оксана Муксимова, зафиксировала ничью.

Всем участникам необычного урока вручили дипломы и призы, а завершилось встреча дружеским чаепитием.

Все школьники – ученики второго года обучения по проекту «Шахматы для общего развития». Руководитель проекта – профессор факультета консультативной и клинической психологии Московского психолого-педагогического университета, кандидат психологических наук, Виктор Зарецкий.

Занятие совместно организовали педагоги Оксана Файзуллина из школы № 40 и Миля Муксимова из школы № 5, а также куратор проекта «Шахматы для общего развития», психолог ШК «Вертикаль» Оксана Глухова.

Анна Голенко
«Саткинский рабочий»

Опыт работы педагогов Саткинского района по обучению детей игре в шахматы был представлен на Международном Конгрессе ISCAR в Канаде

Методика преподавания «Шахмат для общего развития» по проекту под руководством Виктора Кирилловича Зарецкого, кандидата психологических наук, профессора кафедры индивидуальной и групповой психотерапии Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) была представлена в начале сентября этого года на Международном Конгрессе ISCAR ученых всего мира в городе Квебеке (Канада).

Мой доклад, Глуховой Оксаны Владимировны, координатора проекта «Шахматы для общего развития» и психолога ШК «Вертикаль», о саткинском опыте преподавания шахмат был представлен в работе секции «Игра в развитии детей».

Проект «Шахматы для общего развития» в начальной школе ставит своей  приоритетной задачей развитие интеллектуальных способностей, в частности, формирование внутреннего плана действий (или способности действовать в уме). Общее развитие уже давно стало важным компонентом образования школьников. Современный мир диктует определенные условия жизни не только взрослым, но и детям. Уже в период обучения в начальной школе ученики самостоятельно решают сложные жизненные задачи, принимая участие в различного рода олимпиадах и конкурсах. Поэтому особые требования предъявляются к интеллектуальным процессам ребенка. Так же, как взрослый мир профессионалов живет сегодня в атмосфере конкуренции, так и дети, выигрывая конкурсы, соревнуются между собой в большом объеме памяти, сосредоточенности внимания и логике мышления.