19 декабря Управление образования Саткинского района совместно с ШК «Вертикаль» организовали для преподавателей шахмат онлайн — встречу с Игорем Сухиным, кандидатом педагогических наук, старшим научным сотрудником Института стратегии развития образования РАО г. Москвы.
Для педагогов мероприятие актуально – Игорь Георгиевич является автором Федерального курса «Шахматы — школе», по которому проходит обучение в детских садах и школах Саткинского района.

Методолог шахматного образования в РФ дал высокую оценку проектам «Шахматный всеобуч» и «Шахматы для общего развития», которые реализуются в районе с декабря 2003 года, и отметил качественную работу саткинских педагогов по системному развитию мышления детей посредством шахмат:

«Президент Международной шахматной федерации (ФИДЕ) Аркадий Владимирович Дворкович в августе 2019 года сообщил ТАСС, что шахматы должны использоваться в качестве образовательного инструмента в школах для улучшения интеллектуальных способностей, причем использоваться как средство образования, а не как обязательная игра. Именно это изначально заложено в моем курсе «Шахматы – школе». В нем применяется шахматно-задачная технология, и я рад, что педагоги Саткинского района успешно ее используют с целью развития интеллектуальных способностей детей».

Также И.Г.Сухин провел анализ шахматных учебников, вошедших в последний Федеральный перечень, познакомил собравшихся со своими книжными новинками, показал ряд интересных приемов, позволяющих объединить шахматы с чтением, логикой, русским языком и математикой, а в конце встречи дал рекомендации по организации образовательного процесса, в том числе проведению дистанционной работы с детьми, и ответил на вопросы участников.

Л.В.Титова, методист по шахматному образованию ШК «Вертикаль».

Больше месяца – с 22 сентября по 3ноября длились обучающие курсы для педагогов проекта «Шахматный всеобуч» - воспитателей детских садов № 22, 27, 32, 42 и учителей школ № 11, 13,14, 21 (п. Рудничный) и 24( п. Бердяуш).

В этом году все занятия – за исключением самого первого, вступительного – проводились на базе платформы Zoom.

«Дистанционная форма общения не так давно стала нашей с вами реальностью, особенно в системе образования и выстраивания коммуникаций. Разработки в этом направлении по программам обучения педагогов методике преподавания шахмат ведутся нашими специалистами уже с 2018 года – делятся опытом руководители курсов - специалисты ШК «Вертикаль»: методист по начальному школьному и дошкольному шахматному образованию Лада Титова и психолог Оксана Глухова. - Почему мы решили применять онлайн-технологии для обучения педагогов? Дело не только в режиме самоизоляции и актуально сложной эпидемиологической ситуации.
Речь идёт в целом о динамичности нашей профессиональной жизни. Семья, работа, увлечения. Педагогу достаточно сложно включиться в блок обучающих программ.

С помощью информационных технологий и создания специализированной обучающей среды у специалистов появилась возможность учиться с минимальными временными затратами, в необходимом темпе и в удобное время.

Материалы нашего шахматного курса были разработаны и направлены на информирование учителей о возможностях наиболее популярных интернет-ресурсов и инструментов в области методики обучения детей игре в шахматы с целью их общего развития.
По большому счету, нашей основной задачей было представить шахматы во всем их многообразии, показать различные подходы к преподаванию, дать педагогам творческий стимул для их образовательной деятельности».
Лада Титова, как тьютор программы «Шахматы – школе», автором которой является Игорь Сухин, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института стратегии развития образования Российской академии образования (г. Москва), познакомила педагогов с программой, рассказала о базовой цели, научных разработках, лежащих в ее основе, теоретических и практических аспектах проведения шахматных занятий, поурочно ознакомила с методикой первого года обучения. Обучала, как использовать на занятии различные методы – проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
Технология, по которой построена программа, стимулирует умение самостоятельно мыслить и принимать ответственные решения, развивает способность «действовать в уме», способствует развитию у детей ориентирования на плоскости, формированию аналитико-синтетической деятельности, учит детей запоминать, сравнивать, обобщать.
Но, пожалуй, главное в ней – расширить общий кругозор, пробудить в детях палитру качеств и эмоций, способствующих духовному обогащению личности, её всестороннему и гармоничному развитию. Поэтому обучение идет через художественные образы и использование затейных жанров: стихотворений, загадок, шахматно-математических головоломок, шахматно-литературных викторин. Чем младше возраст ребенка, тем большую часть времени должно занимать использование легенд и шахматных сказок, в которых растворен учебный материал.
Обилие занимательных заданий, увлекательных дидактических игр, образная подача материала позволяет сделать каждое занятие праздником для детей.
Оксана Глухова знакомила слушателей с принципами рефлексивно-деятельностного подхода (автор В.К. Зарецкий, к.психол.н., профессор МГППУ), применяемого в методике «Шахматы для общего развития».
Рефлексивно-деятельностный подход (РДП) на протяжении более чем двух десятилетий складывался как практика консультативной помощи различным категориям детей, имеющим трудности в обучении. Педагогические работники познакомились с такими понятиями, как:
– поддержка субъектной позиции ученика, способствующая активному и осознанному отношению к учебной деятельности;
– поддержка рефлексии, как способности осознавать и перестраивать способы своей учебной деятельности;
– оказание индивидуальной помощи в преодолении учебных трудностей, стабильно приводящей к успешному результату, что способствует росту самоэффективности и «здоровому» отношению к трудности как ресурсу для развития;
– построение работы в зоне ближайшего развития (ЗБР) каждого ученика, что предупреждает попадание ребенка в ситуации, когда он вынужден пытаться выполнить непосильные задания, что чревато долговременными негативными последствиями для развития;
– опыт взаимодействия с другими людьми в отношениях сотрудничества (а не конкуренции и соперничества), что является важным в плане социализации и социальной зрелости.
Занятия с педагогами проводил и научный руководитель системы шахматного образования в Саткинском районе Виктор Кириллович Зарецкий к.психол.н., профессор факультета Консультативной и клинической психологии МГППУ. Специалистам была предоставлена уникальная возможность получить консультации по тем вопросам, в которых каждый чувствовал необходимость. Весь теоретический материал Виктор Кириллович проиллюстрировал яркими случаями из практики работы с детьми, имеющими трудности в обучении.
В интерактивном режиме при освоении технологий применялись различные обучающие формы: лекционный материал, практические занятия, самостоятельное обучение через просмотр видео- материалов, богатейшая база которых накоплена в шахматном клубе с 2004 года, выполнение итоговых работ, прохождение опросников и собеседований.
Завершающим занятием стало знакомство с самыми интересными авторскими наработками педагогов Саткинского района.

 


Лада Титова, методист ШК «Вертикаль»,
Оксана Глухова, психолог ШК «Вертикаль».

19 марта состоялось совещание районных методических объединений педагогов по шахматам Саткинского и Ашинского районов, в котором приняло участие 42 педагога. Такие встречи, объединяющие несколько территорий, стали традиционными, они проводятся ежегодно, начиная с 2016 года.

Совещание открыл исполнительный директор ШК «Вертикаль» Амир Гилязов, который от имени начальника Управления образования Саткинского района Елены Барановой, президента Группы Магнезит Сергея Коростелева и себя лично передал приветствие присутствующим, пожелал плодотворной работы и рассказал о перспективах шахматной образовательной системы Саткинского района.

В адрес педагогов прозвучали напутственные слова Игоря Сухина, старшего научного сотрудника Института стратегии развития образования Российской академии образования, автора федерального курса «Шахматы – школе», которые зачитала методист шахматного клуба «Вертикаль» Лада Титова.

После приветственной части перешли к практике. Методист рассказала о том, насколько действенным инструментом для всестороннего развития ребенка, воспитания его личных качеств могут являться шахматы в руках умелого, творческого педагога. Выступление было подкреплено на практике преподавателями по шахматам: Евгенией Абрахмановой ( школа № 40), Милей Муксимовой ( школа № 5), Светланой Белоноговой ( д/с № 46), Ириной Низамутдиновой ( д/с № 8). Педагоги, имеющие многолетний опыт преподавания шахмат детям, провели мастер-классы, рассказали о своих творческих находках, делающих шахматные занятия особенно эффективными и плодотворными.

Коллеги из Ашинского района, в свою очередь, поделились своим опытом реализации проекта «Шахматный всеобуч». Говорили как об успехах, так и о том, над чем еще предстоит работать для улучшения образовательного процесса.
По отзывам педагогов, такие встречи очень нужны, так как взаимообогащают, дают новые идеи, стимул к дальнейшей творческой деятельности.

 

5 ноября, опыт работы по развитию и популяризации шахмат, по реализации регионального проекта «Шахматный всеобуч» в Саткинском муниципальном районе был представлен на обучающем семинаре для координаторов проекта "Шахматный Всеобуч" Челябинского регионального отделения партии Всесоюзной политической партии «Единая Россия».

Координатор регионального проекта, Член Совета Федерации Олег Цепкин и член Координационного Совета по развитию регионального партийного проекта Николай Бурматов рассказали о том, что основная цель проекта «Шахматный всеобуч» - содействие интеллектуальному развитию учащихся, и для успешной реализации важно понять главное: проект - не спортивный, а образовательный, т.е. задача состоит в том, чтобы с помощью шахмат развить проектное, стратегическое мышление, создать основу для успешного обучения другим школьным предметам – научить детей учиться.
Обучение предполагает использование УМК «Шахматы – школе», рекомендованного Министерством образования РФ. Автор методики – Игорь Сухин, кандидат педагогических наук.
В 2016-2018 годах в региональный проект «Шахматный всеобуч» вступили все муниципальные образования Челябинской области.
На момент старта регионального проекта область уже имела положительный опыт шахматной образовательной деятельности. Пример тому – Сатка, где с декабря 2003 года развиваются два проекта «Шахматный всеобуч» и «Шахматы для общего развития». Первый из них – массовый: на сегодня им охвачено 100% школ и 26 детских садов. Об этом на совещании рассказали исполнительный директор ШК «Вертикаль» Амир Гилязов и методист по шахматному образованию ШК «Вертикаль», тьютор программы «Шахматы – школе» Лада Титова.
Специалисты шахматного клуба представили особенности реализации всеобуча в детских садах и школах района, отметили, что в Сатке проект «Шахматный всеобуч» является начальным звеном в системе шахматной деятельности, сложившейся в районе много лет назад.
Благодаря Группе Магнезит создаются все условия, чтобы после обучения в школе дети продолжали шахматное совершенствование в группах у тренеров.
Задача ШК «Вертикаль» - приобщить к шахматам как можно больше детей и взрослых – через шахматные турниры, праздники, фестивали, творческие встречи, сеансы одновременной игры.
Чтобы сделать образовательные проекты более масштабными, вовлечь в них учеников, их родителей, бабушек, дедушек, проводятся турниры «Папа, мама, Я – шахматная семья», творческие конкурсы – поделок, рисунков, фотографий, стихотворений и сочинений на шахматную тему, конкурс на лучшую поделку из снега.
Программу учебного года завершает «Шахматный Бал» - яркий и красивый праздник. Эта добрая традиция торжественно подводить итоги, награждать лучших из лучших, собирать участников и гостей – представителей бизнеса и власти, сложилась в первый же год существования проектов.
В настоящее время на платформе ШК «Вертикаль» создается сетевое сообщество педагогов, организующих шахматный всеобуч, которое призвано помочь преподавателям по шахматам в общении друг с другом в региональном образовательном пространстве, в решении профессиональных проблем, в развитии и совершенствовании профессиональных компетенций.

Лада Титова, методист по шахматному образованию ШК «Вертикаль».

15 ноября саткинский опыт шахматного образования был представлен на IV Международной научно-практической конференции «Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: развитие востребованности, привлекательности, результативности», которая проходила в ЧИППКРО.

Педагог школы № 40 Илья Хайбуллин блестяще провел мастер-класс « Не просто Шахматы», где наглядно продемонстрировал насколько мощным и эффективным средством для интеллектуального развития ребенка, воспитания его личностных качеств и расширения общекультурного кругозора могут стать шахматы в руках умелого педагога.
После мастер – класса, представленного педагогом, исполнительный директор ШК «Вертикаль» Амир Гилязов и методист ШК «Вертикаль» Лада Титова рассказали о системе шахматного образования, которая сложилась в Саткинском районе более пятнадцати лет назад, и ответили на вопросы присутствующих.

Лада Титова, методист по шахматному образованию ШК «Вертикаль».