Педагоги Саткинского района, участвующие в реализации шахматных проектов, прошли отборочный этап конкурса «ШАХМАТНЫЙ ВСЕОБУЧ В РОССИИ», который проводился Министерством образования РФ совместно с РШФ в период с 15 декабря 2017 г. по 15 марта 2018 г.

Цель конкурса в выявлении, поддержке и поощрении лучших учителей, педагогов дополнительного образования и тренеров, организующих шахматный всеобуч в школах России. 
Задачи конкурса: выявить лучшие практики ведения уроков шахмат, шахматных занятий в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, определить лучшие разработки учебно-методических комплексов для начальной школы; провести широкое обсуждение передового опыта; создать общедоступную базу электронных версий передовых методик по шахматам. 

Всего на конкурс было отправлено около тысячи заявок от специалистов всеобуча со всех уголков России.
От Саткинского района на конкурс была представлена развернутая система шахматного образования. В рамках этой системы 30 методических разработок по четырем конкурсным номинациям, отражающим все виды шахматной деятельности в районе: «Урок шахмат», «Внеурочная деятельность по шахматам», «Секция шахмат в системе дополнительного образования детей», «Применение интернет-технологии для урочных и секционных занятий шахматами в школе».
По данным сайта РШФ от 30 марта 2018 года, Саткинский район вошел в число лучших 200 участников, из которых до 15 апреля будут определены 20 победителей.
Победители отборочного этапа и финалисты будут приглашены на Всероссийскую научно-практическую конференцию «Шахматный всеобуч в школах России», которая состоится во время всероссийского турнира школьных команд «Белая ладья» в посёлке Дагомыс (Краснодарский край, г. Сочи) с 3 по 6 июня 2018 г.

Л.В.Титова, методист по шахматному образованию

Педагоги Саткинского района принимают активное участие во Всероссийском конкурсе, который проводит Министерство образования РФ совместно с РШФ.

Специалисты шахматных образовательных проектов Саткинского района представят на суд жюри разработки программ развития шахмат в детских садах и школах, включая организацию учебной работы, внеурочной деятельности, мероприятий и соревнований, а также уроки шахмат, рабочие планы, сценарии шахматных праздников, мероприятий внеклассной работы, дизайны оформления шахматных кабинетов.

Основная задача педагогического шахматного сообщества района – всестронне и наиболее полно представить шахматную образовательную систему, которую удалось выстроить ШК «Вертикаль» Управлением образования за 14 лет.

8 февраля участники конкурса встретились в ШК «Вертикаль» для обсуждения текущих вопросов и разработки структуры общей презентации для конкурса.

8 февраля в шахматном клубе «Вертикаль» педагоги детских садов и школ Саткинского района – участники проекта «Шахматный всеобуч» встретились на «круглом столе».
На повестке дня – итоги реализации шахматных проектов за первую половину учебного года. Педагоги рассказали о том, как продвигается шахматная деятельность в их образовательных учреждениях, говорили как о позитивном опыте, так и о трудностях, с которыми они сталкиваются в ходе учебного процесса, делились своими наработками. Озвученные педагогами вопросы, проблемы без внимания не остались – тут же, на семинаре, в ходе совместного обсуждения находись пути их решения.
Также на мероприятии прошло обсуждение темы участия во Всероссийском конкурсе «Шахматный всеобуч». Заявку на участие в нем подали свыше 20 педагогов Саткинского района, и в настоящее время идет очень активная работа по созданию методических разработок.
В целом, «круглый стол» прошел плодотворно, позитивно, в ключе дальнейшего перспективного развития шахматного образовательного движения.

Тихо летят паутинные нити.
Солнце горит на оконном стекле.
Что-то я делал не так;
извините: жил я впервые на этой земле.
Я ее только теперь ощущаю.
К ней припадаю.
И ею клянусь...
И по-другому прожить обещаю.
Если вернусь...
Но ведь я не вернусь.

Ровно год назад, 17 января 2017 года перестало биться сердце доброго, душевного человека, замечательного специалиста, большого подвижника шахматного образования Тамары Константиновны Фесенко.

Тамара Константиновна, будучи директором учебно-методического объединения «Духовное возрождение» г. Обнинск Калужской области, издателем УМК «Шахматы – школе» на протяжении долгих лет добивалась, чтобы шахматы стали обязательной дисциплиной в начальной школе. Она рассматривала урок шахмат как пропедевтику математики, верила в идею возрождения отечественного образования при помощи шахмат, обращалась во всевозможные инстанции, стучалась в закрытые двери.

Ее энергии можно было по-доброму завидовать - это была величайшая труженица, способная работать по 18 часов в день, отводя на сон лишь малую толику времени. Отдавала бескорыстному труду на благо нашей Родины всю энергию, все силы и была верна своей идее до самого последнего вздоха.

И мы счастливы, что имели возможность общаться с ней. Помним ее приезд на международную научно-практическую конференции в Сатку в августе 2011 году, ее доброжелательность, неутомимость, требовательность к себе и другим, ее высочайший уровень профессионального мастерства.

Светлая память Тамаре Константиновне Фесенко.

Уважаемые педагоги общеобразовательных проектов - «Шахматный всеобуч» и «Шахматы для общего развития», а также тренеры по шахматам, реализующие систему шахматного образования на уровне начального общего образования!

Российская шахматная федерация приглашает вас принять участие в проекте «Шахматный всеобуч в России».

Конкурс направлен на развитие творческой деятельности педагогов, ведущих занятия по шахматам в школах и в системе дополнительного образования, поддержку новых технологий обучения шахматам, рост профессионального мастерства шахматных педагогов и распространение передового опыта лучших преподавателей шахматного всеобуча.   
              
Цель конкурса в выявлении, поддержке и поощрении лучших учителей, педагогов дополнительного образования и тренеров, организующих шахматный всеобуч в школах России. 

Задачи конкурса: выявить лучшие практики ведения уроков шахмат, шахматных занятий в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, определить лучшие разработки учебно-методических комплексов для начальной школы (модули «Шахматы» в предметных областях «Физическая культура», «Математика/Информатика»); провести широкое обсуждение передового опыта; создать общедоступную базу электронных версий передовых методик по шахматам. 

Конкурс проводится в период с 15 декабря 2017 г. по 15 марта 2018 г.

Замечательный подарок устроил ШК «Вертикаль» для участников проекта «Шахматный всеобуч» и детей, занимающихся шахматами в группах у тренеров – два дня, 20 и 21 декабря для них проходило новогоднее представление «Лохматый Новый год».

В этот раз кроме развлекательных веселых конкурсов, песен и зажигательных танцев с Дедом Морозом, Снегурочкой и жизнерадостным далматинцем Маршалом из любимого детьми мультфильма «Щенячий патруль» в программу праздника было включено и награждение победителей конкурса лучших рисунков на шахматную тему, который проводил ШК «Вертикаль» с ноября по декабрь.

Учащиеся школ и воспитанники детских садов охотно откликнулись на призыв ШК «Вертикаль» к участию в конкурсе рисунков на шахматную тему – на суд жюри было представлено 283 работы.

В конкурсе приняли участие 15 школ и 9 дошкольных учреждений района. Так как практически каждая представленная работа достойна внимания, то определить победителей было сложно.

В итоге 1 место среди школ разделили сразу два учреждения – МКОУ СОШ № 66 п. Бердяуш (преподаватель шахмат – Гарифуллина Марина Валиахметова) и МБОУ СОШ № 4 (преподаватель шахмат – Лоскутова Ксения Максимовна)

На втором месте – МБОУ СОШ № 40 (преподаватели шахмат – Цепилова Е.Т, Абдрахманова Е.Г, Курникова О.В, Файзуллина О. В., Глухова О.В., Хайбулин И.Р.), на третьем – МКОУ СОШ № 10 (преподаватели шахмат - Григорьева М.Л. и Вакилова С.Ф.).

Среди детских садов места распределились следующим образом:
1 место МАДОУ ЦРР - д/с № 48 (преподаватель шахмат - Мухина Я.С.)
2 место – МБДОУ Д/С № 46 (преподаватель шахмат - Белоногова С.Г.)
3 место – МКДОУ Д/С№ 10 (преподаватель шахмат – Черепанова С.А.)

17 ноября Сатку посетил вице-президент Федерации шахмат Свердловской области Альберт Степанян.

Цель визита – поближе ознакомиться с той шахматной системой, которую удалось со временем выстроить шахматному клубу «Вертикаль» – Пирамидой успеха, в основании которой лежат шахматные образовательные проекты – «Шахматный всеобуч» и «Шахматы для общего развития»; верхушка строения – школа высшего спортивного мастерства.

Так как особый интерес у гостя вызвала тема шахматного образования – самая актуальная на сегодняшний день в России – и в результате визита ему хотелось получить максимально конкретные ответы на большое количество вопросов, касающейся этой темы, как то: по какой методике занимаются педагоги, одобрена ли эта программа Министерством образования РФ и насколько она сложна для педагогов, вступивших в реализацию проекта впервые, каким образом лучше выстроить шахматные уроки и занятия в детских садах, какие методы и приемы можно применять, чтобы процесс был наиболее эффективен, как выстроить наиболее конструктивное взаимодействие между образовательной и спортивной системой, чтобы в итоге в выигрыше были все, и т.д., – то для него была организована программа, в которую вошли открытый урок по шахматам в школе № 5, который провела Миля Муксимова – педагог с большим опытом шахматной работы, встреча с кураторами общеобразовательных шахматных проектов – Ладой Титовой и Оксаной Глуховой, а также посещение детского сада № 46, где вице-президент шахматной федерации не только воочию увидел Шахматное королевство, в котором проходят шахматные занятия, но и пообщался с преподавателем шахмат Светланой Белоноговой, работающей в проекте около 14 лет и знающей практически все о шахматах для дошколят.


Визит завершился долгой и конструктивной беседой с исполнительным директором ШК «Вертикаль», председателем Ассоциации региональных шахматных федерация УФО Амиром Гилязовым, которая состоялась в шахматном клубе.

15 ноября в ШК «Вертикаль» состоялась онлайн-конференция с автором УМК «Шахматы-школе» Игорем Сухиным. Мероприятие очень ждали, готовились к нему заранее – был составлен перечень вопросов, ответы на которые педагоги и тренеры по шахматам хотели услышать из уст главного методолога шахматного образования в РФ.

Вопросы касались как общей картины развития шахматного образования в стране, сложившейся на сегодняшний день, так и тех ситуаций, которые возникают в ходе преподавания шахмат и требуют правильного разрешения со стороны педагога; были вопросы и по самой методике.

Конференция прошла в теплой, дружеской обстановке, оставила очень приятные впечатления; были затронуты самые острые, актуальные вопросы, на каждый из которых Игорь Георгиевич дал подробный, обзорный, исчерпывающий ответ. Поделился с аудиторией и своими дальнейшими творческими планами, которые собирается воплотить в жизнь в самое ближайшее время.

Игорь Сухин дал высокую оценку 14-летней работе саткинских педагогов, посоветовал им не останавливаться на достигнутом, развиваться дальше, что Сатка и делает – с 2016 года ее опыт шахматного образования начал распространение по Южному Уралу, и в настоящее время шахматы введены в образовательные учреждения 28 муниципальных образований Челябинской области.

Вот что пишет о встрече сам Игорь Сухин: «Сегодня с 13.00 по 14.00 прошла моя скайп-конференция с педагогическом активом Сатки, организованная Шахматным клубом «Вертикаль». Мне было задано много очень важных и интересных вопросов. Особый интерес вызвал первый вопрос: «В последнее время Россию буквально всколыхнул интерес к шахматам. Министр образования Ольга Васильева неоднократно высказывалась о том, что школьное шахматное образование является одним из лучших инструментов для развития интеллектуальных возможностей ребенка и должно присутствовать в каждой российской школе».

Продолжение в статье на сайте http://chess555.narod.ru/

15 ноября 2017: Москва – Сатка (Челябинская область): Сегодня с 13.00 по 14.00 прошла моя скайп-конференция с педагогическом активом Сатки, организованная Шахматным клубом "Вертикаль". Мне было задано много очень важных и интересных вопросов. Особый интерес вызвал первый вопрос: "В последнее время Россию буквально всколыхнул интерес к шахматам. Министр образования Ольга Васильева неоднократно высказывалась о том, что школьное шахматное образование является одним из лучших инструментов для развития интеллектуальных возможностей ребенка и должно присутствовать в каждой российской школе. Почему возник вдруг такой интерес на уровне верхушек власти? Значит ли это, что пришло понимание, что та традиционная модель образования, к которой мы привыкли, нацелена больше на получение знаний, а не на формирование личностных навыков. И очень ценным средством для развития таких навыков выступают шахматы?" Мой ответ был таким: И.Г.Сухин: "Отличный вопрос! Повторю ключевой вопрос: Почему возник вдруг такой интерес на уровне верхушек власти? Начну издалека. В 1993 году Министерство образования России само предложило мне разработать шахматный школьный курс, в результате которого и появился Федеральный курс "Шахматы – школе" ориентированный на решение одной из фундаментальных целей начальной школы – развитие у детей способности действовать "в уме". Но долгое время реальный процесс продвижения шахмат в общеобразовательную школу был вялотекущим. В 2003 году Председатель детско-юношеской комиссии Российской шахматной федерации великий тренер Юрий Сергеевич Разуваев предложил мне возглавить подкомиссию "Шахматы и образование", и я принял это предложение. Отмечу, что также в 2003 году у вас в Сатке стартовали шахматные проекты, причём, что случается крайне редко в России, они начались именно как научные проекты, ориентированные на развитие у детей способности действовать "в уме". Само по себе это уже бесценно, и вызывает не только одобрение, но и уважение. Разумеется, во всём этом огромная заслуга принадлежит Амиру Мансуровичу Гилязову и всему руководству Саткинского муниципального района… Продолжу. Примерно через год, в 2004 году, в РШФ была создана отдельная комиссия "Шахматы и образование" во главе с многократным чемпионом мира Анатолием Евгеньевичем Карповым. Но и после этого реальный процесс продвижения шахмат в общеобразовательные школы России в целом оставался вялотекущим. Так почему же, сегодня, как говорится "прорвало"? Дело в том, что и московской, и российской шахматной федерации захотелось иметь другой шахматный курс, заточенный не на образовательную цель, а на спортивно-соревновательную. Я узнал об этом в 2013 году, когда через третьих лиц из московской шахматной федерации ко мне поступило предложение войти в коллектив авторов нового школьного курса "Шахматы в школе". Я ответил, что это было бы: и неэтично по отношению к моему замечательному издателю – "Духовному возрождению", и не имеет смысла, так как добротный курс "Шахматы – школе" уже написан и очень неплохо себя чувствует. Вскоре выяснилось, что первичный учебно-методический комплект первого года обучения "Шахматы в школе" был в 2014 году издан в сжатые сроки и сразу же подарен В.В.Путину и Д.АМедведеву. Но и в этот момент время шахмат ещё не пришло. Дело в том, что система образования требует не отдельный учебник или УМК, а полную линейку. В конце 2016 года в противовес моему курсу "Шахматы – школе" такая линейка УМК курса "Шахматы в школе" на все 4 года была написана, и в начале 2017 года – издана. И именно после этого Кирсан Николаевич Илюмжинов пошёл в Министерство образования и науки, подарил Министру новую линейку УМК и уверил, что впервые в России издан шахматный курс, причём очень лёгкий для преподавания учителями начальных классов. Вот с этого-то момента в СМИ и пошла мощнейшая волна! И сегодня можно наблюдать как всем школам России правдами и неправдами навязывают именно новый курс "Шахматы в школе" и замалчивают информацию о том, что курс И.Г.Сухина "Шахматы – школе" полностью отвечает всем требованиям современных ФГОС, многократно апробирован и любим учителями. Поэтому остаётся только строить догадки о том, почему руководству страны не был хотя бы показан мой курс "Шахматы – школе". Вывод напрашивается сам собой – для центральных шахматных федераций важен не урок шахмат для реального развития мышления детей, а – пропихнуть в школы свой наспех скроенный продукт на эту тему. Поэтому всё и делалась ими в страшной спешке. Более того, по курсу-проекту "Шахматы в школе" для учителей начальных классов в Москве курсы повышения квалификации по всех четырём модулям-годам обучения были проведены по-стахановски, менее чем за год – все они прошли в 2017 году. А ведь известно, что этого делать нельзя – сначала следует провести курсы по первому году обучения, потом учитель должен год попреподавать, и только через год он будет готов к восприятию материала второго года. И так далее. То есть, 4 модуля можно провести только за 4 года, а не за один. Такие дела. Отсюда понятно, какое получилось качество и учебных материалов и курсов повышения квалификации. Спешка у них была такая, что даже пособия, которые называются "Методические рекомендации" для всех четырёх лет издали на газетной бумаге, а в учебниках черные фигуры на чёрных полях практически не видны".


Л.В.Титова, методист по шахматному образованию, г.Сатка.