В рамках Детского первенства России в Екатеринбурге состоялась вторая научно-практическая конференция на тему «Школьное шахматное образование: оценка результативности и перспективы развития».

Участники конференции – представители Екатеринбурга и Свердловской области, ЯНАО, Кемеровской и Челябинской областей и Удмуртской Республики. В пленарном заседании принял участие заместитель министра образования и школьной политики Свердловской области Евгений Михайлович Бирюк. С докладом о региональных особенностях реализации проекта «Шахматы в школах» в Свердловской области выступили Жанна Юрьевна Дербышева, заместитель директора Фонда «Золотое сечение», и Альберт Азарапетович Степанян, исполнительный директор Федерации шахмат Свердловской области

Доклад «Роль психолого-педагогической диагностики в проекте «Шахматы для общего развития» представили исполнительный директор шахматного клуба «Вертикаль», мастер ФИДЕ, член Наблюдательного Совета ООО «Федерация шахмат России», Амир Мансурович Гилязов, а также руководитель шахматных образовательных проектов в Саткинском муниципальном районе, психолог ШК «Вертикаль», Оксана Владимировна Глухова. Научным руководителем презентации доклада выступил Виктор Кириллович Зарецкий, кандидат психологических наук, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета «Консультативная и клиническая психология», Московский государственный психолого-педагогический университет.

В докладе представлена история проекта «Шахматы для общего развития», зародившегося в Саткинском муниципальном районе (с 2004 года).  Изначально данный проект был направлен на создание и апробацию экспериментальной образовательной методики, позволяющей добиться положительного влияния игры в шахматы на развитие интеллектуальной культуры учащихся. Технология основана на организации уроков шахмат с применением средств рефлексивно-деятельностного подхода, а также с опорой на теорию о зоне ближайшего развития ребенка. Основная цель – создание условий для развития способности действовать в уме и субъектной позиции школьника в самостоятельном преодолении учебных трудностей.

Докладчики анонсировали результаты лонгитюдного исследования, собранные за 20 лет развития проекта «Шахматы для общего развития». Цель исследований – установить связь между обучением шахматам в начальной школе по нашей технологии и динамикой развития высших психических функций учащихся.

Особо была отмечена роль процедуры диагностики в учебном процессе, которую делает педагог на занятии, для определения границ зоны ближайшего развития на основе Многовекторной модели (автор В.К. Зарецкий).

По итогам доклада был сделан вывод о том, что по результатам реализации идей проекта «Шахматы для общего развития» обучение детей игре в шахматы может стать ресурсом для когнитивно-личностного развития учащихся. Популярность идей проекта обеспечивается сбором доказательной базы влияния шахматных занятий на динамику высших психических функций и способности действовать в уме благодаря результатам психологических и статистических исследований.

Во время конференции прозвучали слова благодарности сотрудникам ШК «Вертикаль» и научному руководителю проекта В.К. Зарецкому за хорошие и качественные организацию и проведение курсов повышения квалификации для педагогов города Екатеринбурга, которые состоялись осенью 2022 года. Всего обучение прошли более 90 учителей общеобразовательных школ столицы Урала.

Во второй части конференции состоялась презентация мастер-классов и блиц докладов руководителей образовательных организаций и педагогов с выводами о роли школьного шахматного образования в вопросах обучения и развития учащихся.