Больше месяца – с 22 сентября по 3ноября длились обучающие курсы для педагогов проекта «Шахматный всеобуч» - воспитателей детских садов № 22, 27, 32, 42 и учителей школ № 11, 13,14, 21 (п. Рудничный) и 24( п. Бердяуш).

В этом году все занятия – за исключением самого первого, вступительного – проводились на базе платформы Zoom.

«Дистанционная форма общения не так давно стала нашей с вами реальностью, особенно в системе образования и выстраивания коммуникаций. Разработки в этом направлении по программам обучения педагогов методике преподавания шахмат ведутся нашими специалистами уже с 2018 года – делятся опытом руководители курсов - специалисты ШК «Вертикаль»: методист по начальному школьному и дошкольному шахматному образованию Лада Титова и психолог Оксана Глухова. - Почему мы решили применять онлайн-технологии для обучения педагогов? Дело не только в режиме самоизоляции и актуально сложной эпидемиологической ситуации.
Речь идёт в целом о динамичности нашей профессиональной жизни. Семья, работа, увлечения. Педагогу достаточно сложно включиться в блок обучающих программ.

С помощью информационных технологий и создания специализированной обучающей среды у специалистов появилась возможность учиться с минимальными временными затратами, в необходимом темпе и в удобное время.

Материалы нашего шахматного курса были разработаны и направлены на информирование учителей о возможностях наиболее популярных интернет-ресурсов и инструментов в области методики обучения детей игре в шахматы с целью их общего развития.
По большому счету, нашей основной задачей было представить шахматы во всем их многообразии, показать различные подходы к преподаванию, дать педагогам творческий стимул для их образовательной деятельности».
Лада Титова, как тьютор программы «Шахматы – школе», автором которой является Игорь Сухин, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института стратегии развития образования Российской академии образования (г. Москва), познакомила педагогов с программой, рассказала о базовой цели, научных разработках, лежащих в ее основе, теоретических и практических аспектах проведения шахматных занятий, поурочно ознакомила с методикой первого года обучения. Обучала, как использовать на занятии различные методы – проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
Технология, по которой построена программа, стимулирует умение самостоятельно мыслить и принимать ответственные решения, развивает способность «действовать в уме», способствует развитию у детей ориентирования на плоскости, формированию аналитико-синтетической деятельности, учит детей запоминать, сравнивать, обобщать.
Но, пожалуй, главное в ней – расширить общий кругозор, пробудить в детях палитру качеств и эмоций, способствующих духовному обогащению личности, её всестороннему и гармоничному развитию. Поэтому обучение идет через художественные образы и использование затейных жанров: стихотворений, загадок, шахматно-математических головоломок, шахматно-литературных викторин. Чем младше возраст ребенка, тем большую часть времени должно занимать использование легенд и шахматных сказок, в которых растворен учебный материал.
Обилие занимательных заданий, увлекательных дидактических игр, образная подача материала позволяет сделать каждое занятие праздником для детей.
Оксана Глухова знакомила слушателей с принципами рефлексивно-деятельностного подхода (автор В.К. Зарецкий, к.психол.н., профессор МГППУ), применяемого в методике «Шахматы для общего развития».
Рефлексивно-деятельностный подход (РДП) на протяжении более чем двух десятилетий складывался как практика консультативной помощи различным категориям детей, имеющим трудности в обучении. Педагогические работники познакомились с такими понятиями, как:
– поддержка субъектной позиции ученика, способствующая активному и осознанному отношению к учебной деятельности;
– поддержка рефлексии, как способности осознавать и перестраивать способы своей учебной деятельности;
– оказание индивидуальной помощи в преодолении учебных трудностей, стабильно приводящей к успешному результату, что способствует росту самоэффективности и «здоровому» отношению к трудности как ресурсу для развития;
– построение работы в зоне ближайшего развития (ЗБР) каждого ученика, что предупреждает попадание ребенка в ситуации, когда он вынужден пытаться выполнить непосильные задания, что чревато долговременными негативными последствиями для развития;
– опыт взаимодействия с другими людьми в отношениях сотрудничества (а не конкуренции и соперничества), что является важным в плане социализации и социальной зрелости.
Занятия с педагогами проводил и научный руководитель системы шахматного образования в Саткинском районе Виктор Кириллович Зарецкий к.психол.н., профессор факультета Консультативной и клинической психологии МГППУ. Специалистам была предоставлена уникальная возможность получить консультации по тем вопросам, в которых каждый чувствовал необходимость. Весь теоретический материал Виктор Кириллович проиллюстрировал яркими случаями из практики работы с детьми, имеющими трудности в обучении.
В интерактивном режиме при освоении технологий применялись различные обучающие формы: лекционный материал, практические занятия, самостоятельное обучение через просмотр видео- материалов, богатейшая база которых накоплена в шахматном клубе с 2004 года, выполнение итоговых работ, прохождение опросников и собеседований.
Завершающим занятием стало знакомство с самыми интересными авторскими наработками педагогов Саткинского района.

 


Лада Титова, методист ШК «Вертикаль»,
Оксана Глухова, психолог ШК «Вертикаль».