ШК «Вертикаль» от всей души поздравляет преподавателей шахматных проектов – учителей, воспитателей, методистов, педагогов дополнительного образования – всех, кто причастен к развитию шахмат, с профессиональным праздником – ДНЕМ УЧИТЕЛЯ! Дорогие наши, мы желаем вам здоровья; пусть исполняются все ваши мечты, пусть благополучие, мир и гармония навсегда поселятся в ваших домах!

Мы счастливы, что на протяжении долгих лет мы идем рука об руку, совместно воплощая в жизнь шахматные образовательные идеи. Еще раз с праздником!

21 сентября «Вертикаль» состоялся установочный семинар по шахматам,  традиционно  открывающий  шахматный учебный год.

Ключевые темы   – обсуждение актуальных вопросов шахматного образования, новые подходы, которые для этого потребуются, а также был    совместно  разработан и утвержден плана шахматных  мероприятий на предстоящий год.

Методист Лада Титова рассказала о том, что шахматы  уже четырнадцатый год  являются важной составляющей учебного процесса в Саткинском районе.  Проект «Шахматный всеобуч» успешно реализуется во всех школах  и  24 детских садах.

Главная задача всеобуча  - через игру в шахматы научить детей мыслить, причем мыслить стратегически: ребенок видит цель, на пути к которой он решает большое количество задач, выстраивает различные стратегии, учится   выбирать наилучший вариант и принимать решение.

Шахматы учат его ориентироваться на плоскости, анализировать, запоминать, сравнивать, обобщать  и предвидеть результаты своих действий. Таким образом  развиваются высшие психические функции – память, мышление, внимание. Благодаря игре в шахматы ребята приобретают  личностные качества, помогающие быть успешными в этой жизни.

Проект объединяет воспитанников детских садов, школьников, родителей, учителей, воспитателей, представителей власти и общества. Поддержку в реализации проекта оказывает группа Магнезит и Саткинское  региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

В 2016 году  саткинский всеобуч получил статус регионального партийного проекта и распространился на территорию Челябинской области. В прошлом году в апробацию проекта вступили 13 территорий, в этом - добавились еще 15.

Сатка оказывает  территориям учебно-методическое сопровождение образовательного процесса: в октябре и ноябре 2016 года    она дважды  становились обучающей площадкой - более ста педагогов горно-заводской зоны получили опыт саткинских коллег, представивших свои доклады, рекомендации по проведению шахматных занятий, мастер-классы, открытые занятия и  уроки. И выход на региональный уровень саткинским педагогам необходим не менее, чем приезжающим гостям - ведь для того, чтобы проффесионально расти,  очень важно показывать свое мастерство, свою «изюминку» – а они есть в каждом творческом педагоге,  и  не менее  важно, чтобы это видели и оценили другие. В процессе общения приобретается и новый опыт, извне.

В шахматном всеобуче занятия проводятся по программе Игоря Сухина «Шахматы-школе»,  единственной  на сегодняшний день программе, рекомендованной Министерством образования.

Основная цель  программы - поэтапное развитие у детей фундаментальной способности действовать "в уме" (как ключ к развитию образного и логического мышления. Говоря о шахматах в школе, Игорь Георгиевич  подразумевает не игру как таковую, а рационально построенный процесс обучения шахматным азам. Программа построена по шахматно-задачной технологии с учётом возрастных  и индивидуальных особенностей. А это означает, что каждый ребёнок каждый день имеет свой собственный результат, нарабатывает свой собственный опыт.

Способность действовать в уме является стержнем  и второго шахматного проекта  «Шахматы для общего развития» -  о котором подробно рассказала на семинаре психолог ШК «Вертикаль» Оксана Глухова. (Более подробно об этом читайте в следующей статье).

Тема развития способности действовать «в уме» проходила красной нитью через весь семинар. Кураторы – Л.В.Титова и О.В.Глухова напомнили собравшимся педагогам о задании, которое они получили от них  на последнем семинаре в прошлом учебном году – каждому преподавателю шахмат  предлагалось продумать, каким образом можно представить свой опыт использования шахмат  для более оптимального развития этой способности. И сделать это в форме доклада, презентации, видеофрагментов с урока и пр.

Это задание по-прежнему актуально - в предстоящем учебном году эта  тема будет рассмотрена  более внимательно и многогранно на всех предстоящих семинарах.

И свои наработки в этой области,  мысли и умозаключения они смогут представить на  ближайшей семинаре, который будет проходить ориентировочно в конце октября – в дни осенних каникул. Педагогами было высказано пожелание провести это мероприятие  в форме семинара - исследования  и пригласить для участия в нем автора УМК «Шахматы-школе» Игоря Сухина - в режиме онлайн-конференции. Согласие от Игоря Георгиевича уже получено, осталось согласовать дату и время.

Также  на семинаре совместно пришли к решению о необходимости повышения шахматной квалификации педагогов, реализующих проекты. Обучаться будут под руководствам тренера ШК «Вертикаль» Виктора Богачева.

Сразу же после установочного семинара начнутся обучающие курсы для новичков, на которых педагоги ознакомятся с технологией проведения шахматных уроков.

Как и всегда, по всем вопросам, возникающим в процессе проведения шахматных уроков, педагоги могут обращаться  ШК «Вертикаль».

Мониторинг учебного процесса будет осуществляться кураторами в течение всего учебного  года.

 

В ШК «Вертикаль» (ул.40 лет Победы, 11а) 21 сентября в 15-00 состоится установочный семинар для педагогов шахматных образовательных проектов.

Положение

Уважаемые педагоги!

ШК «Вертикаль» поздравляет вас с Днем знаний!

Желаем Вам и вашим ученикам и  воспитанникам здоровья, оптимизма, бодрости на весь учебный год, новых открытий и свершений, в том числе и шахматных!

30 марта в ШК «Вертикаль» состоялся семинар для педагогов шахматных образовательных проектов.

Такие мероприятия в шахматном клубе проходят на регулярной основе. Их цель – объединить усилия педагогов, дать им возможность рассказать о работе в своих учреждениях, обменяться опытом, совместно решить вопросы, возникающие в ходе преподавания шахмат.

На семинаре педагоги получили обширную информацию об общей ситуации по шахматному всеобучу в регионах РФ, о реализации регионального проекта партии «Единая Россия» «Шахматный всеобуч», в апробацию которого с начала этого учебного года вступили 13 территорий Челябинской области, а также ознакомились с разнообразными формами проведения шахматных уроков, направленных на максимальную активизацию мыслительной деятельности.

Одной из центральных тем обсуждения стало развитие способности действовать в уме при помощи шахмат.

Способность действовать в уме – фундаментальна. Это показатель общего развития психики человека, представляющий собой нерасторжимое единство нескольких высших психических функций: воображения, внимания, памяти и мышления. Наиболее интенсивно она развивается в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, когда закладывается механизм действия и ребенок, прежде чем что-то сделать или даже сказать, учится мысленно оценивать ситуацию.

Шахматные проекты в Сатке направлены в первую очередь на развитие этой способности: курс Игоря Сухина, по которому более десяти лет проходят обучение участники проекта «Шахматный всеобуч», базируется на трудах великих ученых: Петра Гальперина (теория поэтапного формирования умственных действий) и Якова Пономарева (работы о стадиях развития способности действовать в уме). Для второго саткинского проекта – «Шахматы для общего развития» эта способность является стержнем методики: автор идеи создания проекта российский ученый Никита Алексеев, в одной из своих работ написал: «Шахматы – это как бы самим Богом созданный материал для развития способности действовать в уме. Чтобы играть в шахматы (не передвигать фигуры по доске, а именно играть), необходимо обладать способностью делать шахматный ход мысленно, т.е. в уме. Обучаясь шахматам, ребенок может – при определенных условиях – эту способность развить». И первоочередная задача саткинских педагогов – такие условия ребенку создать, рассматривать за шахматами целенаправленную, долгую, кропотливую работу, и постепенно, от урока к уроку формировать умственные действия у своих подопечных.

 Так как эта тема – развитие способности действовать в уме – актуальна, многогранна и требует полного осмысления и всестороннего изучения, то педагогам было предложено подготовить презентацию на тему: «Мой личный опыт использования шахмат для развития способности действовать в уме». Эти презентации будут представлены на установочном семинаре, который состоится в начале следующего учебного года.

Л.В.Титова