Весь сентябрь специалисты шахматного клуба «Вертикаль» при поддержке научного руководителя проекта «Шахматы для общего развития", профессора МГППУ, В.К. Зарецкого обучали школьных педагогов из разных регионов нашей страны. Учителя из Еврейского автономного округа, Свердловской области и Красноярского края осваивали технологию обучения детей игре в шахматы.

        

   Слушатели познакомились с принципами и подходами саткинского опыта в организации шахматного образовательного процесса в учебных заведениях по технологии «Шахматы для общего развития», рекомендованной для распространения во все субъекты Российской Федерации, по заключению экспертов заседания рабочей группы «Социальное предпринимательство» Комиссии Государственного совета РФ от 2.09.2022 года.

  Сотрудники шахматного клуба регулярно проводят рекомендованную работу по формированию системы подготовки педагогов с целью распространения саткинского опыта обучения детей игре в шахматы. Мы работаем над системой, создавая команду как начинающих специалистов, обучение которых строится на базовом уровне, так и специалистов, уже работающих в этой области. Наши программы обучения педагогов по шахматам могут быть адаптированы под запрос организации, могут быть дополнены под специфику ожиданий от курса шахмат в школе, в регионе. Такой новый опыт для нас состоялся в рамках организации и проведения «Осенней школы».

  27-29 сентября в Загородном образовательном центре «Таватуй» Свердловской области работала «Осенняя школа» для педагогов по шахматам. Руководителями программы «Методика обучения детей по технологии «Шахматы для общего развития: рефлексивно-деятельностный подход» стали В.К. Зарецкий, профессор МГППУ, А.М. Гилязов, исполнительный директор ШК «Вертикаль» и О.В. Глухова, руководитель проектов ШК «Вертикаль», специалист МКУ «Управление образования». При поддержке Е.Ю. Барановой, начальника МКУ «Управление образования», стало возможным участие    педагогов и психологов образовательных учреждений Саткинского муниципального района в качестве спикеров и слушателей программы. Организаторами шахматного интенсива для почти 100 педагогов Свердловской области выступил Фонд «Золотое сечение».

       

  Слушатели программы в течение трех дней погружались в атмосферу шахматного педагогического творчества, где у каждого была возможность получить ответы на вопросы о том, как эффективно строить учебный процесс для школьников на уроках шахмат. По программе «Осенней школы» слушателям была предоставлена возможность получить незабываемый опыт самоопределения в авторской проектной деятельности (опора – профессиональные замыслы каждого).

          

   Необычайный интерес у слушателей программы вызвала идея организации сеанса одновременной игры для желающих. В течение трех минут на сеанс записались сразу 17 педагогов. Это наполненное эмоциями зрелищное событие привлекло внимание всех участников! В течение двух часов Амир Мансурович Гилязов, мастер ФИДЕ, демонстрировал высокий уровень шахматного мастерства, играя одновременно семнадцать партий с игроками различного уровня. Среди педагогов оказались и действующие шахматисты с шахматными званиями и разрядами. Так, диагностика уровня шахматных знаний слушателей программы проходила на практике.

       

          

  В перерывах между наблюдениями за самыми результативными партиями участники получили возможность выполнить самостоятельную работу по ознакомлению с особенностями технологии «Шахматы для общего развития» и принципами рефлексивно-деятельностного подхода к освоению шахматной игры для детей и взрослых.

        

  Слушатели программы получили новый опыт участия в подобном интенсиве. Формат «Осенней школы» предусматривал отношение педагогов к проектной деятельности, к получению навыков организации собственной рефлексивной деятельности, а также к самоопределению  в направлении организации шахматной образовательной деятельности в своих учебных заведениях.

          

   Проектная работа строилась в малых группах для педагогов, объединившихся по единому замыслу для решения актуальных для себя задач по ведению уроков шахмат в школе. Среди заявленных тем были: "Шахматы в работе начинающих педагогов", "Мотивационный компонент занятий", "Перенос способностей, развивающихся на уроках шахмат, на другие виды учебной деятельности", "Шахматы как ресурс для повышения академической успеваемости и общего развития детей", "Ресурс шахмат в работе с трудными подростками и в спорте высоких достижений из смежных дисциплин"… Это лишь малый перечень тех проектов, реализация которых была заявлена на программе. Команда саткинских педагогов активно поддерживала участников и оказывала помощь в преодолении проблем реализации собственного замысла. Коллеги  успешно делились опытом и создавали условия каждому участнику программы для реализации его замысла не только на интенсиве, но и в будущей профессиональной деятельности.

       

   Благодарим саткинских педагогов, спикеров образовательного интенсива, М.В. Гарифуллину, педагога-психолога МАОУ «СОШ №66» р.п. Бердяуш, О.В. Файзуллину, учителя начальных классов МАОУ «СОШ №40», Г.С. Набиеву, воспитателя МКДОУ «Д/с №22» р.п. Сулея. Надеемся, что педагог МАОУ «СОШ №13» А.И. Шатрова, побывавшая на программе в качестве слушателя, также в скором времени сможет стать частью нашей профессиональной команды по передаче опыта обучения детей игре в шахматы по саткинской технологии.

  Благодарим спикера образовательного интенсива Т.П. Непомнящую, педагога-психолога МБОУ «Новоталицкая СШ» Ивановской области, члена сообщества «Рефлексивно-деятельностный подход», за возможность совместной продуктивной работы в режиме «Осенней школы и надеемся на дальнейшее сотрудничество.

          

       

   Авторы программы «Методика обучения детей по технологии «Шахматы для общего развития: рефлексивно-деятельностный подход» благодарят организаторов интенсива за возможность создания образовательной площадки для педагогов по шахматам и создания условий для профессионального роста каждого. Благодарим О.И. Бабченко, заместителя начальника Департамента образования Администрации города Екатеринбурга, С.Я. Трусову, главного специалиста отдела развития образования Администрации города Екатеринбурга, Ж.Ю. Дербышеву, заместителя директора Фонда «Золотое сечение» по проектной деятельности, Ю.А. Хронусову, координатора проекта «Шахматы в школах» Свердловской области за профессиональный подход и увлеченность своей деятельностью! Будем рады дальнейшему сотрудничеству.  

«Способность действовать в уме»

Интервью с Виктором Зарецким, к.псх.н., профессором факультета консультативной и клинической психологии МГППУ, профессором Западно-Казахстанского университета им. М.Утемисова

Ссылки на информационные источники:

1. https://vk.com/zsfond?w=wall-151233763_15264

2.https://vk.com/zsfond?w=wall-151233763_15274

3.https://vk.com/zsfond?w=wall-151233763_15273

 Ссылка на интервью: https://zsfond.ru/sposobnost-dejstvovat-v-ume/

Ссылка на видеосюжеты о программе:

1.https://vk.com/wall-151233763_15269

2.https://vk.com/zsfond?z=video-151233763_456243572%2F2c9a6b04f7de035be1%2Fpl_wall_-151233763

  В октябре планируется проведение курсов повышения квалификации для педагогов по шахматам в детских садах. Сформированы списки и спланировано расписание. Обучение будет проходит дистанционно.

    В целом за два с лишним года было обучено порядка 800 педагогов из 9 регионов РФ.