С 25 по 29 апреля проводился самый продолжительный в истории ШК «Вертикаль» Интеллектуальный шахматный марафон: «Живые шахматы: решающая партия». Марафон представляет собой конкурс решения интеллектуальных заданий на шахматном материале. Участники выполняли тесты на внимательность и способность действовать в уме, на оценку развития объема рабочей памяти и математического мышления, на склонность к анализу и логике.

   

   

 Марафон проводился в два этапа: на первом дети представляли свою команду в конкурсе визиток, в котором разыгрывали «живые» шахматные сюжеты. Здесь двигались и кони на импровизированной шахматной доске, и гордые ладьи рассказывали о своей силе, и смелые ферзи атаковали, и отважные пешки совершали чудеса. Дети с удовольствием включались в инсценировку шахматных баталий. Все было сказочно красиво и очень-очень интересно! Богатство творческих находок и их прекрасная реализация – визитная карточка талантливых педагогов по шахматам Саткинского муниципального района.

На втором этапе, который длился 45 минут для школьников и 35 минут для дошкольников, дети выполняли шахматные тесты. Основным материалом для тестов явились задания, базирующиеся на знаниях, умениях, навыках, полученных воспитанниками/учащимися из курса шахматных образовательных программ, реализация которых организована на территории Саткинского муниципального района на базе образовательных учреждений по материалам авторских шахматных программ и методик (В.Л. Барского, В.Г. Гришина, А.Г. Дорофеевой,  В.К. Зарецкого  и соавторов, А.Е. Карпова, В.В. Кострова, Н.М. Петрушиной, И.Г. Сухина). Так, интеллектуальные способности каждого участника проявлялись в ограниченных по времени условиях и нестандартных условиях, когда необходимо здесь и сейчас находить решение в сложных проблемных ситуациях. А ведь именно эта способность и помогает многим шахматистам быть успешными в своей профессиональной деятельности.

        

В этом году для участия в конкурсе было подано всего 36 заявок из детских садов, школ и центров дополнительного образования Саткинского муниципального района. Воспитанники детских садов №2, 3, 8, 10, 22, 27, 30, 31, 35, 42, 46,49 стали самыми юными участниками интеллектуального марафона. Причем, из нескольких детских садов пришли ребята не только подготовительной, но и старшей группы. Школьники с 1 по 4 класс также прияняли участие в нашем конкурсе: учащиеся школ № 4, 5, 10, 13, Филиал школы №13 (п. Малый Бердяуш), 40, 66, школа р.п. Сулея. Количество участников в этому году в два раза больше по сравнению с предыдущими периодами: около 150 ребятишек приняли участие в нашем мероприятии.  

     

Проверку выполненных конкурсных заданий конкурса осуществляет жюри конкурсных туров. Рабочим органом конкурса является жюри, в состав которого входят педагоги образовательных учреждений, а также сотрудники Шахматного клуба «Вертикаль». В задачи членов жюри входит проверка конкурсных заданий, распределение призовых мест и обобщение итогов Конкурса.

Проверка выполненных конкурсных заданий в этом году намечена на 5 мая, поэтому список победителей интеллектуального шахматного марафона будет опубликован позже.

Благодарим педагогов Саткинского муниципального района и руководителей образовательных учреждений, обеспечивших участие своих воспитанников в конкурсе и таком ярком красочном празднике талантов!  

О.В. Глухова,
руководитель шахматных образовательных проектов
психолог ШК «Вертикаль»

Фотогалерея: https://vk.com/satkavseobuch?z=photo-173676795_457241810%2Fwall-173676795_713

 С таким докладом выступили на пленарном заседании Всероссийской конференции «Интеллектуальное здоровье подрастающего поколения через шахматное образование в школах России» в г. Екатеринбурге Амир Мансурович Гилязов, Исполнительный директор ШК «Вертикаль» (Фонд), член Наблюдательного совета ФШР, Виктор Кириллович Зарецкий, к.психол.н., профессор факультета консультативной и клинической психологии МГППУ, автор и руководитель проекта «Шахматы для общего развития», Оксана Владимировна Глухова, руководитель шахматных образовательных проектов, специалист МКУ «Управление образования» Саткинского муниципального района, психолог ШК «Вертикаль» (Фонд).

Уже около 20 лет по инициативе и при поддержке президента ООО Группы Магнезит Сергея Павловича Коростелёва в нашем районе эффективно реализуются шахматные образовательные программы с целью общего развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Также созданы условия для того, чтобы дети могли заниматься шахматами, как видом спорта, и имели возможность добиваться высоких результатов.

Амир Мансурович Гилязов рассказал о том, что три года подряд наши воспитанники занимали почетное третье место среди российских команд на престижном всероссийском соревновании «Белая ладья». Высшим звеном шахматной подготовки ребят является Региональная гроссмейстерская школа 10-го чемпиона мира по шахматам Бориса Васильевича Спасского, которая функционирует у нас в районе. Создана система спортивных мероприятий, воспитано несколько мастеров международного класса. Благодаря нашим достижениям российская шахматная федерация приняла решение доверить проведение Суперфинала Чемпионата России среди мужчин и женщин в Сатке. На сегодняшний день это единственный город с численностью населения менее 1 млн. жителей, в котором было проведено важное итоговое соревнование 2018 года для всей нашей страны.

Такой успех деятельности шахматного клуба «Вертикаль» при поддержке Администрации Саткинского муниципального района и ООО Группы Магнезит можно объяснить тем, что у нас сложилась своя система и философия шахматной подготовки наших воспитанников.

Модель шахматного образования в Саткинском муниципальном районе была представлена докладчиками в виде нескольких опорных элементов. Во-первых, говорилось о том, что Саткинский опыт – мирное сосуществование и гармоничное сочетание двух подходов – спортивного и образовательного направлений работы. Во-вторых, на шахматных занятиях важно создавать условия для развития ребенка с применением технологий инновационного рефлексивно-деятельностного подхода. И, в-третьих, необходимо постоянно отслеживать и анализировать динамику изменений ребенка с тем, чтобы оценить эффективность шахматных занятий и сделать их лучше.

В работе конференции принимал участие Николай Павлович Бурматов, председатель Собрания депутатов Саткинского муниципального района Челябинской области, член Генерального совета партии «Единая Россия». Свое выступление он начал со слов приветствия участникам конференции от Олега Владимировича Цепкина, сенатора Челябинской области, и Александра Игоревича Кузнецова, министра образования и науки Челябинской области. По словам Николая Павловича, у нас в регионе уже много лет специалисты образования и спорта совместно занимаются вопросами включения учебной дисциплины «Шахматы» в школьное образование.  В 2016 году в Челябинской области был создан координационный совет по реализации идей проекта «Шахматный всеобуч». В состав вошли представители Министерства образования и науки, а также Министерства физической культуры и спорта. Было принято решение включить занятия шахматами в образовательные учреждения всей Челябинской области. За основу был взят опыт работы системы организации шахматных образовательных программ на территории Саткинского муниципального района. У нас с 2003 года дети изучают шахматы во всех школьных и дошкольных образовательных учреждениях (100% охват).

 

   

За три года была поставлена задача – охватить шахматным образованием все 43 муниципалитета нашего региона и включить дисциплину «Шахматы», по крайней мере, в одну-две школы на этом этапе. На региональном совещании директоров школ было отмечено, что это образовательный проект, целью которого является – научить детей учиться. Дети, занимающиеся шахматами, легче учат стихи, быстрее решают математические задачи. Поэтому директора пилотных школ проекта поняли, что это интеллектуальная составляющая учебного процесса и с уверенностью взялись его реализовывать. Так, для Министерства образования Челябинской области шахматы стали собственным полноценным проектом. На этом этапе задача была выполнена.

Работа по включению всех школ области в этот проект продолжается. Та программа, которая сегодня утверждена на уровне Министерства образования Челябинской области, предполагает, что шахматные занятия будут включены в учебный процесс в 100% образовательных учреждений. Преподавание шахмат – это целая система, поэтому каждая ее составляющая должна получать поддержку и развитие. Обучение начинающих педагогов, методическая и психологическая поддержка их деятельности, оснащение шахматным инвентарем, организация конкурсов и турниров – все это составляющие системы, которые нуждаются в помощи региональных ведомств.

Николай Павлович Бурматов выразил уверенность в том, что опыт введения шахмат в образовательные учреждения по всей территории всей Челябинской области может быть востребован и на Федеральном уровне.

На конференции руководители региональных отделений Федерации шахмат и Департамента образования, доктора и кандидаты наук, гроссмейстеры и мастера спорта по шахматам, начальники и представители образовательных учреждений обсуждали актуальность утверждения на законодательном уровне включения шахматных занятий в программу детских садов и начальных классов школ.

Константин Валерьевич Шевченко, начальник Департамента образования Администрации города Екатеринбурга, рассказал о том, что с 2012 года в школы города стали вводить шахматы по трём различным моделям: вместо одного урока физкультуры, как дополнительное образование и в качестве внеурочной деятельности. Константин Валерьевич отметил, что на таких конференциях важен обмен опытом для активного вовлечения образовательных организаций в шахматную деятельность.

Смбат Гарегинович Лпутян (Армения), гроссмейстер, Председатель комиссии «Шахматы в системе образования» Международной шахматной федерации FIDE: «Мне очень приятно быть здесь, в России. Хочу поблагодарить всех, кто так много работает в направлении развития шахматного образования. Я с каждым годом более и более вдохновляюсь и люблю свою работу. Понимаю, что то, что мы делаем, это очень нужно для мира, для общества. Мы хотим видеть мир духовным с успешными людьми, которые могли бы всегда принимать правильные решения. Шахматное движение, которое быстро развивается по всему миру, могло бы в скором времени дать свои  результаты: люди стали бы лучше, более дружными! Благодарю всех, кто занимается этим делом. Я рад, что нахожусь здесь и могу послушать всех, кто расскажет о своей работе».

Надо отметить, что Саткинский опыт вызвал живейший интерес у участников конференции. В режиме работы круглого стола «Практика взаимодействия образовательных и спортивных ведомств в реализации Саткинских шахматных проектов», в котором модераторами выступили также саткинские специалисты, обсуждались актуальные для слушателей вопросы. Сколько дней в неделю дети должны изучать шахматы? Ощущаем ли мы конфликт между методиками и способами обучения у тренеров и учителей? Как убедить руководство образовательного учреждения в том, что шахматы в современной системе образования могут выступать дополнительным инструментом для развития детей?

   

О том, какое впечатление вызвала работа на конференции наших представителей можно прочитать на сайте фонда поддержки талантливых детей «Золотое сечение», руководители которого поддержали инициативу развития шахматных образовательных программ: https://zsfond.ru/novosti/dolzhna-byt-sistema/    

                                                                                                                                                                                                                                  Оксана Владимировна Глухова, руководитель шахматных образовательных проектов,                                                                                                                                                                                                                                          специалист МКУ "Управление образования" Саткинского муниципального района,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  психолог ШК "Вертикаль" (Фонд)

Председатель комиссии Международной шахматной федерации (FIDE)  «Шахматы в системе образования», выдающийся гроссмейстер Смбат Гарегинович Лпутян в рамках рабочей встречи побывал с визитом в Сатке 29 марта.

 Смбат Гарегинович вместе с другом - тоже шахматистом из г. Челябинска Сергеем Николаевичем Скудновым посетили открытые уроки в школьных образовательных учреждениях и детском саду г. Сатки.

С.Г. Лпутян был восхищён знаниями и умениями детей, тем, как дошколята и первоклассники знают шахматный материал, умеют решать задачи различного уровня сложности. Первоклассники знают, как делать рокировку, умеют поставить шах или мат. Вдвойне наши гости были поражены, с какой любовью и заботой проходят занятия в коррекционной школе, где дети также решают задачи и играют в шахматы.

1 и 2 февраля проходила открытая научно-практическая конференция «Горное сердце Евразии»,  посвященная 95-летию Саткинского муниципального района.

Работа была организована в режиме пленарного заседания и работы секции по направлениям: «История и люди»; «Инженерно-техническое и промышленное краеведение»; «Природа и туризм»; «Культура и творчество»; «Философия».

Более 70 научно-практических исследований было представлено специалистами гуманитарного и технического профиля, краеведами, учеными, преподавателями и аспирантами, студентами и учащимися (от 14 лет и старше), сотрудниками архивов и библиотек из Челябинска, Екатеринбурга, Сатки и Бакала. На конференции был представлен доклад

О.В. Глуховой, А.М. Гилязова, В.К. Зарецкого

«История проекта «Шахматы для общего развития»: саткинский опыт»

в режиме работы секции «Культура и творчество» (руководитель Л.С. Ежова), в котором шла речь о создании условий для культурного самоопределения юных саткинцев в увлечении шахматной игрой и общем развитии.

            

На базе школ нашего района на протяжении 18 лет действует проект «Шахматы для общего развития». Он реализуется по инициативе президента «Группы Магнезит» С.П. Коростелёва при поддержке Администрации Саткинского муниципального района. В основу идеи лёг тезис о том, что шахматы — это действенный инструмент для развития.

Представлена история разработки уникальной методики обучения детей, которая способствует раннему созреванию высших психических процессов, а также помогает детям учиться делать правильные шахматные ходы, как с помощью фигур на шахматной доске, так и полностью в мыслительном плане.

Специалисты шахматного клуба приняли участие в Международной онлайн-конференции «Шахматы в образовании» 20 и 21 ноября. Мероприятие организовано Комиссией ФИДЕ по шахматам в образовании (EDU) и Научно-исследовательским институтом «Шахматы» АГПУ (Армянский Государственный педагогический университет). К платформе Zoom одновременно подключились участники из 98 стран мира (именно столько стран зарегистрировалось на мероприятие).

 

                                                             

 

Лишь один доклад из России получил право презентации в режиме онлайн-конференции – доклад о саткинском опыте. В совместном докладе психолога ШК "Вертикаль" О.В. Глуховой, преподавателя МГППУ М.М. Гордон, учителя МАОУ СОШ №5 М.Ю. Муксимовой под научным руководством профессора кафедры индивидуальной и групповой психотерапии МГППУ, к.псх.н., В.К. Зарецкого и Исполнительного директора ШК «Вертикаль», мастера ФИДЕ, А.М. Гилязова был представлен обзор методики преподавания шахмат в школах «Шахматы для общего развития». Эта шахматная программа создавалась при поддержке ООО "Группы "Магнезит" усилиями учителей и психологов нашего района.

21 октября состоялся Круглый стол для шахматных педагогов на тему: «Обмен опытом деятельности шахматных образовательных проектов». На семинар пришли учителя, воспитатели, психологи и тренера, любящие свою профессию, детей и шахматы!

В последнее время расширяется география участников мероприятий, проводимых в нашем клубе. Обсуждение возможностей и перспектив сотрудничества между педагогами стало возможным благодаря тому, что к нам по программе стажировки приехали педагоги из городов Москвы и Магнитогорска.

Встреча прошла в уютной атмосфере чаепития! В гостях были замечательные люди – руководитель шахматного клуба «Дебют» при МКУК «Центральной детской библиотечной системы» Нина Борисовна Стороженко из г. Магнитогорск и Анна Андреевна Сидоренко, психолог, педагог по шахматам, ГБУ Центра социальной поддержки и реабилитации «Дом детей» г. Москва. Нина Борисовна приехала в Сатку уже во второй раз. В этом году для совместного обсуждения проблем, связанных с организацией процесса шахматной педагогической деятельности, педагоги приехали к нам увидеть на практике, как проходят уроки по шахматам для детей. Особенно интересовал опыт обучения детей с особенностями развития, а также составления программ для работы с детьми в условиях коррекционной школы.

       

30 сентября в ШК «Вертикаль» состоялось первое в этом учебном году занятие по повышению шахматной квалификации педагогов, участвующих в региональном партийном проекте «Шахматный всеобуч», и реализующих шахматные образовательные программы: курс Игоря Георгиевича Сухина «Шахматы – школе» и проект Виктора Кирилловича Зарецкого «Шахматы для общего развития».  

Повышение шахматного мастерства специалистов является одной из традиций организации всеобуча в Саткинском муниципальном районе с 2003 года. Также как и сентябрьская встреча с педагогами в рамках проведения Установочного семинара, который состоялся 16 сентября на базе Шахматного клуба.

Организаторы и педагоги подвели итоги прошедшего учебного года и обсудили перечень изменений, которые можно было бы ввести в нашу совместную практику в деле организации шахматного учебного процесса.

Как и в прошлые годы, работа будет строиться по четырем направлениям:

- поддержка реализации учебных программ по шахматам в образовательных учреждениях Саткинского муниципального района;

- проведение традиционных конкурсов на базе Шахматного клуба при поддержке МКУ «Управление образования»;

- организация и проведение научно-практических мероприятий для педагогов района с целью ознакомления с перспективными практиками обучения детей игре в шахматы в нашей стране и мире;

- участие воспитанников образовательных учреждений в спортивно-массовых мероприятиях.

На педагогическом семинаре обсудили перспективные планы организации шахматного образования среди детского населения.

Следующее занятие по повышению шахматной квалификации состоится по расписанию в четверг 7 октября в 15-30 в шахматном клубе школы № 40. Тема «Шахматная доска, фигуры и пешки, ходы, запись шахматных партий».

Приглашаем всех желающих!

 

Глухова О.В., психолог ШК «Вертикаль»,

руководитель шахматных образовательных проектов

     

 

                                                                                

 

  

  

 

 

 

 

 

Подведены итоги завершившегося в Сатке на базе ШК «Вертикаль» Интеллектуального шахматного марафона среди обучающихся образовательных организаций, участвующих в программе Шахматного всеобуча. Основными целями конкурса явились поддержка и развитие исследовательской активности в области интеллектуальной и шахматной деятельности каждого ребенка.

Для участия в Интеллектуальном марафоне зарегистрировалось 17 команд, среди которых воспитанники детских дошкольных учреждений и ученики младших классов с 1 по 4 класс. Несмотря на непростые задания, ребята успешно справились со всеми испытаниями и получили много положительных эмоций!

Всего в марафоне участвовало 85 ребятишек, 17 из которых признаны Победителями в личном зачёте.

Все участники достаточно умные ребята, мотивированные на выполнение конкурсных заданий и, конечно, каждый хотел выиграть в этом Конкурсе!

 

Справочно

Конкурс Интеллектуальный шахматный марафон – мероприятие для детей, изучающих основы игры в рамках шахматного всеобуча, организованного на территории Саткинского муниципального района по материалам авторских шахматных программ и методик (В.Л. Барского, В.Г. Гришина, В.К. Зарецкого и соавторов, А.Е. Карпова В.В. Кострова, И.Г. Сухина).

Игра в шахматы уникальный инструмент для интеллектуального и личностного развития. По нашим многолетним исследованиям при решении шахматных задач и упражнений у детей повышается объём непроизвольной памяти и основных свойств внимания, логико-математическое мышление, а также умение применять способы решения сложных задач в новых нестандартных ситуациях.

По этим направлениям и были составлены конкурсные задания в соответствии с возрастными категориями детей. Интеллектуальный марафон состоял из 5 творческих и интеллектуально-шахматных заданий.

 

По итогам проведения Конкурса в каждой возрастной категории по наибольшему количеству баллов были определены команды-победительницы и призёры в личном зачёте.

Среди дошкольных образовательных учреждений победителями стали команды МБДОУ «Д/с № 8» (руководитель Низамутдинова И.Ф.) и МКДОУ «Д/с № 27» (руководители Лукьянова М.С. и Танкова О.А.).

Среди школьных образовательных учреждений в числе победителей команды:

- 1-х классов МАОУ «СОШ №10» (педагоги-наставники Вакилова С.Ф. и Волгутова Л.А.), МАОУ «СОШ №13» (педагог   Канипова Т.Э.) и МАОУ «СОШ №40» (педагоги Абдрахманова Е.Г., Курникова О.Г. и Хайбуллин И.Р.).

- 2-3 классов МАОУ «СОШ №5» (педагог Муксимова М.Ю.), МАОУ «СОШ №10» (педагог  Волгутова Л.А.) и МАОУ «СОШ №9» (педагог Сажина Е.А.).

- 4 классов МАОУ «СОШ №40» (педагоги: Файзуллина О.В. и Глухова О.В., психолог ШК «Вертикаль»), МАОУ «СОШ №5» (педагог Муксимова М.Ю.) и Дом Детского творчества г. Бакала (педагог Рязанова Д.А.).

Призёры в личном зачёте
  1. Пучков Лев, воспитанник МБДОУ «Д/с № 8» (педагог  Низамутдинова И.Ф.)
  2. Гареев Даниил, воспитанник МКДОУ «Д/с № 27» (педагог  Лукьянова М.С.)
  3. Альтапов Даниил, воспитанник МКДОУ «Д/с № 27» (педагог  Танкова О.А.)
  4. Исангильдин Тимур, ученик 1 класса МАОУ «СОШ №10» (педагог Волгутова Л.А.)
  5. Дубовикова Маргарита, ученица 1 класса МАОУ «СОШ №13» (педагог  Канипова Т.Э.);
  6. Волков Кирилл, ученик 1 класса МАОУ «СОШ №40» (педагог Хайбуллин И.Р.)
  7. Лоптев Павел, ученик 2 класса МАОУ «СОШ №5» (педагог  Муксимова М.Ю.)
  8. Радостев Егор, ученик 2 класса МАОУ «СОШ №10» (педагог   Волгутова Л.А.)
  9. Кузнецова Софья, ученица 2 класса МАОУ «СОШ №9» (педагог  Сажина Е.А.)
  10. Платонов Максим, ученик 2 класса МАОУ «СОШ №4» (тренер ШК «Вертикаль» Байгильдин А.М.)
  11. Хафизова Регина, воспитанница ДДТ г. Бакала (педагог Рязанова Д.А.)
  12. Воробьева Екатерина, ученица 4 класса МАОУ «СОШ №40» (педагог Файзуллина О.В.)
  13. Глухова Анастасия, ученица 4 класса МАОУ «СОШ №40» (педагог Файзуллина О.В.)
  14. Мальгинов Ярослав, ученик 4 класса МАОУ «СОШ №5» (педагог  Муксимова М.Ю.)
  15. Гребнева Яна, воспитанница ДДТ г. Бакала (педагог Рязанова Д.А.)
  16. Бычковский Алексей, воспитанник ДДТ г. Бакала (педагог Рязанова Д.А.)
  17. Саляхов Даниэль, воспитанник ДДТ г. Бакала (педагог Рязанова Д.А.)

 

Победители и призёры награждаются грамотами ШК «Вертикаль» и памятными призами. Поздравляем призёров и участников марафона, их родителей, педагогов-наставников и тренеров. Желаем им больших успехов, удачи, неиссякаемой энергии и жажды познания!

 Глухова Оксана Владимировна,
психолог ШК "Вертикаль"

       6 марта 2021 года в работе очередного научно-практического семинара приняли участие педагоги и психологи, реализующие принципы рефлексивно-деятельностного подхода к обучению детей игре в шахматы. Руководитель педагогического семинара Виктор Кириллович Зарецкий, кандидат психологических наук, профессора кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета «Консультативная и клиническая психология» Московского государственного психолого-педагогического университета.

         Практика оказания консультативной помощи детям, сталкивающимися с трудностями в освоении шахматной игры - это такая методика обучения, которая позволяет педагогам создавать условия для полноценной самореализации каждого ребёнка. Это становится возможным, когда занятия основаны на принципах сотрудничества и рефлексии; планирования действий в уме и реализации замысла в деятельности; действия в зоне ближайшего развития ребёнка (по Л.С. Выготскому) и работы со способом решения проблемной ситуации.

    

 

      На семинаре у специалистов есть возможность озвучить и обсудить проблемные эпицентры процесса обучения детей. Это особо отметила один из педагогов: «Для меня эта встреча была очень информативной. Это именно те знания, которых мне не хватало на сегодняшний день для дальнейшей работы…».

       Онлайн-встречи с Виктором Кирилловичем значительно расширяют возможности наших специалистов в их взаимодействии с детьми на шахматных занятиях, увеличивают возможности для освоения новых технологий рефлексивно-деятельностного подхода к обучению детей.

      Мы искренне благодарим Виктора Кирилловича за участие в регулярных онлайн-встречах в рамках педагогического семинара, а также выражаем особую признательность всем участникам, поддержавшим организацию и проведение семинара.