О проекте
ЮБИЛЕЙНЫЙ ГОД ПРОЕКТА «ШАХМАТЫ ДЛЯ ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ». Летняя школа. Год 2005
Автор: Оксана ГлуховаМы продолжаем разговор о программе «Шахматы для общего развития» Виктора Кирилловича Зарецкого, вот уже 15 лет успешно реализующейся на территории Саткинского муниципального района по инициативе и при поддержке президента ООО «Группы Магнезит» Сергея Павловича Коростелёва.
В чём главная идея цикла статей о проекте? Эта история абсолютно просветительская: рассказать о том, как создавалась программа, менялись её составляющие, развивались фундаментальные идеи и, к каким результатам удалось прийти...
Следующий этап реализации «проекта Зарецкого» – 2005 год – с итогами первого года обучения, с данными об организации системы мониторинга и её впечатляющих результатах, а также с историями об участниках и событиях июня 2005 года.
А тем временем, первый учебный год (2004-2005) подходил к концу. Важно было понять, как обучение шахматам по новой программе повлияло на общее развитие второклассников? Поэтому запланированные мероприятия по контролю этого процесса в виде психолого-педагогической диагностики завершились уже к концу мая.
Научную основу диагностического процесса обеспечивали сотрудники Московского государственного психолого-педагогического университета. Программу диагностики, обработки полученных данных и статистический анализ подготовили доктор психологических наук, профессор МГППУ, Алла Борисовна Холмогорова и кандидат психологических наук, доцент, Светлана Васильевна Воликова и тогда еще студент 2-го курса факультета консультативной и клинической психологии МГППУ Юрий Викторович Зарецкий (ныне кандидат психологических наук, доцент, школьный психолог и преподаватель МГППУ).
Первый диагностический этап проводит С.В. Воликова
Психологи школ района под руководством психолога ШК «Вертикаль» и автора этого цикла статей с 2005 года регулярно осуществляют мониторинг динамики развития младших школьников, изучающих шахматы. Данные лонгитюдного исследования отличаются повторяемостью общей тенденции: результаты детей экспериментального класса всегда выше по показателям динамики и уровня развития.
В итоговых отчётах кандидата психологических наук, доцента, Светланы Васильевны Воликовой, представлены сведения о необходимости и практической значимости исследований: «Для строгого научного подтверждения положения о позитивном влиянии занятий шахматами на развитие познавательной сферы и личности ребенка было запланировано проведение лонгитюдного психологического исследования. Данное исследование должно проходить в 3 этапа.
- Первый этап – обследование детей до начала занятий по шахматной программе (сентябрь 2004г.). Цель данного этапа – определить, каковы особенности развития познавательной и эмоциональной сферы ребенка до начала работы по программе.
- Второй этап – обследование детей в середине цикла занятий (январь 2005г.). Цель данного этапа – проследить особенности влияния шахматной программы на развитие ребенка, выявить возможные сложности и проблемы в развитии ребенка с целью их последующей корректировки.
- Третий этап – обследование детей по завершении программы (май 2005г.). Цель данного этапа – выявить результаты влияния программы на развитие ребенка.
В исследовании принимает участие три класса: второклассники различных школ района – экспериментальный класс, группа сравнения и контрольная группа. В экспериментальном классе проводятся занятия по специальной шахматной программе («проект Зарецкого»), в классе – группе сравнения также проводятся занятия шахматами, но по программе другого автора Игоря Георгиевича Сухина, в контрольной группе занятия шахматами не проводятся. Такой подбор классов для психологического обследования позволит выявить влияние занятий шахматами на развитие ребенка (сравнение классов, где есть занятия шахматами, с классом без занятий шахматами) и определить влияние именно данной методики преподавания шахмат (сравнение экспериментального класса с двумя другими)».
Правильная организация диагностики – это кропотливый и трудоёмкий процесс. Он занимает много времени и ресурсов: в виде распечатки, формировании бланковых пакетов для каждого ученика, а также статистической обработки результатов. Исследование подразумевает участие живых людей в процессе, что сразу же предъявляет требования к личности экспериментатора. Чтобы достигнуть этой цели, руководители придавали большое значение именно этапу его подготовки.
Анализ данных позволил убедиться, что дело, которым начали заниматься шахматные энтузиасты, учёные, педагоги и психологи, принесло свои первые ощутимо положительные итоги. Полученные результаты подтвердили гипотезу о наличии высокой динамики в росте познавательных процессов и уровне общего развития второклассников. Из отчёта С.В. Воликовой: «В конце учебного года, как и в январе, экспериментальный класс опередил все остальные по динамике развития. Рейтинг выглядит так: сначала класс школы №14 («проект Зарецкого»), – положительная динамика за год по 8 показателям (по 3-ем устойчивая динамика). Затем дети группы сравнения – положительная динамика за год по 5 показателям (3 - устойчивая динамика) / негативная динамика по 1 показателю (январь-май). Последнее место у тех, кто не занимался шахматами – за год положительная динамика по 3 показателям (устойчивых показателей нет) / негативная динамика по 1 показателю (январь-май). Еще раз отметим, что экспериментальный класс, единственный из всех обследованных групп, кто не показал отрицательной динамики ни по одному из показателей.
Таким образом, экспериментальный класс через шесть месяцев занятий по проекту опережает группы сравнения, как по динамике, так и по уровню развития. Таких ярких показателей динамики нет больше ни в одной из групп сравнения» [данные из «Сводного аналитического отчёта» Воликова С.В., Зарецкий В.К., Гордон М.М., Москва, 2012].
Само по себе проведение диагностических мероприятий было необходимо, чтобы на практике проверить, какие техники и приёмы подхода к обучению, а также типы заданий по авторской программе являются наиболее эффективными для ребёнка, и почему так происходит?
На последние два вопроса «как?» и «почему?» часто невозможно ответить, применяя методики других авторов. Часто их задачей является просто «вложить» знания в голову ученика и научить его правильно передвигать фигуры по шахматной доске, а не сформировать у него устойчивое желание играть в шахматы, узнавать что-то новое самостоятельно и принимать в этом процессе активное участие.
Понимание этого, а также достижения учеников были настолько впечатляющими, что руководители проекта задумались о расширении зоны применения новой программы. Однако сразу возникли закономерные вопросы: как ввести эту методику сразу в несколько школ Саткинского района? Как эффективно и быстро обучить педагогов?
Для ответов на эти вопросы было принято решение об организации на базе Детского оздоровительного лагеря «Уралец» обучающей площадки. В июне 2005 года руководители проекта и команда московских учёных встречали в Летней школе педагогов, психологов, учителей из близлежащих городов, тренеров по шахматам, и школьников разных классов. В пятиэтажном здании на живописном берегу реки Ай встретились и познакомились высокомотивированные на результат педагоги и психологи, а также их ученики, у многих из которых были трудности в обучении.
Обсуждение очередного семинарского занятия О.В. Глухова, В.К. Зарецкий, Л.П. Волгутова, Ю.В. Зарецкий
В результате собралось около 20 специалистов, желающих с пользой провести свой ежегодный отпуск и ближе познакомиться с технологиями рефлексивно-деятельностного подхода, а также новой методикой обучения детей игре в шахматы. Все в значительной степени верили в идеи проекта. Потому у руководителей не было сомнений в том, что этот эксперимент необходимо продолжать даже летом…
Оперативные мероприятия по привлечению в Летнюю школу новых учителей и их учеников были проведены в короткие сроки. Приехали туда и участники первого года обучения. В итоге, работа по «проекту Зарецкого» была продолжена и в отпускное для педагогов время.
Важным моментом, о котором хочется рассказать отдельно, явилась система мотивирования и поощрения педагогов к участию в проекте. Всем гарантировалось, что каждый научится работать со слабыми учениками, играть в шахматы для собственного развития и овладеет технологиями нового перспективного педагогического подхода к обучению детей в школе.
Рабочие будни в Летней школе.
В.К. Зарецкий, О.М. Теплякова, Л.Н. Шехметова, Л.П. Волгутова, Н.Ю. Абашева, О.В. Глухова
Второй целью называлась возможность переквалифицироваться в онлайн-преподавателей. Для этого в рамках проекта была организована особая форма деятельности в виде реальной педагогической практики с вновь влившимися в коллектив педагогами, желающими освоить азы новой программы.
Подготовка к урокам с учениками. О.М. Теплякова, Л.Н. Шехметова, Л.П. Волгутова,
С.М. Каюмова, Т.В. Лимонова, С.В. Павлова, И.В. Комарова, Е.Т. Цепилова,
М.Л. Григорьева, Т.Н. Кириллова, Р.Ф. Гумерова
Работа строилась на взаимоуважении – педагоги учили максимально хорошо, ученики учились каждый, как могут... Никто никого не считал «подопытным кроликом», от которого нужно было добиваться каких-то результатов. И, если возникал соблазн в применении жёсткого подхода, то чаще всего такому участнику предлагалось воздержаться от дальнейшего нахождения в проекте.
И работа закипела… В прямом смысле этого слова. Дебаты, сомнения, споры – всё то, что сопровождает любой проект – не обошло стороной и наш эксперимент.
Утром были уроки. Затем обеденное время и кратковременный отдых. В районе четырёх часов дня все взрослые участники проекта собирались на самую ответственную часть работы над методикой.
Творческая атмосфера совместных занятий учителей и учеников.
Михаил М. Гордон (спиной) Е.Т. Цепилова, М.Л. Григорьева, Н.А. Виноградова (Завьялова),
О.В. Глухова, Маргарита М. Гордон
Анализ уроков, обсуждение замысла на следующие занятия, обсуждение ошибок и трудностей в работе с детьми, обмен практическими наработками и, конечно, рефлексия были самыми яркими моментами работы в Летней школе! Опыт, накопленный в процессе занятий в Летней школе, стал для каждого бесценным. Ниже представлена серия коротких историй непосредственных участников проекта. Цепилова Елена Тимофеевна, Рязанова Дина Аркадьевна и Сажина Елена Александровна делятся своими впечатлениями о событиях июня 2005 года и опыте своего участия в проекте.
Совещание тандемов педагогов перед уроками.
Л.П. Волгутова, Т.Н. Кириллова, Л.Р. Пашкова, Е.Т. Цепилова, М.Л. Григорьева
Елена Тимофеевна: «В 2005 году я вошла в число участников, которые проходили обучение в Летней школе, организованной для детей и школьных педагогов в целях трансляции методики организации занятий шахматами, направленными на развитие способности действовать в уме. Вместе с другими учителями, психологами и командой московских учёных я разрабатывала методические материалы для программы «Шахматы для общего развития».
Детям нравились занятия по этой методике. Они с удовольствием выполняли задания и решали задачи не только с помощью доски, но и в уме. Формирование способности действовать в уме сочетается с тренировкой памяти и концентрации внимания, поэтому у моих учеников, даже слабоуспевающих, появились первые успехи. Новые способы поведения в трудных ситуациях мы обсуждали в процессе рефлексии и успешно переносили на занятия по другим учебным предметам».
Совещание с участниками проекта (психолог Д.А. Рязанова, Л.П. Волгутова) проводит
исполнительный директор ШК «Вертикаль» А.М. Гилязов
Дина Аркадьевна: «Благодаря моему участию в Летней школе мне представилась возможность глубокого погружения в новую методику эффективного обучения детей: рефлексивно-деятельностный подход Виктора Кирилловича Зарецкого (РДП). На практике можно было совместно с автором познакомиться со способами помощи детям, имеющим трудности в решении задач. В моей команде был ученик, который не справлялся со школьной программой. За время нашей с ним работы произошёл «прорыв»: появилась мотивация к учению и развитию своих успехов.
Наглядно представлена динамика развития ученика. На фото два диктанта: в начале учёбы и в конце.
Являясь участником тех событий, сегодня я могу сделать вывод о том, что педагог, освоивший специфику РДП в педагогике, убедившись в её эффективности и привлекательности, никогда не вернётся к прежним методам преподавания. Это всё равно, что иметь под рукой экскаватор, но продолжать копать траншею лопатой…»
Сотрудничество с автором по решению задач предстоящего урока… Е.А. Сажина, В.К. Зарецкий
Елена Александровна: «Когда видишь, что дети не понимают, нужен иной подход к обучению. Как помочь ребёнку справиться с трудностями? Ответа на этот вопрос в традиционной педагогике я не находила. Поэтому, когда в Летней школе стали обсуждать методы и способы работы со слабоуспевающими это стало для меня открытием.
Рефлексивно-деятельностный подход постепенно благодаря опыту в Летней школе становился ведущим в моей педагогической практике. Нужно думать и рассуждать в данный момент, а не когда-то потом, это я поняла благодаря такой технологии, как проведение рефлексии до занятия и в конце. Прямо здесь и сейчас необходимо разрешать те проблемы, с которыми сталкиваются ученики, потому что позже это может быть уже не актуально и не понятно. А ошибка никуда не денется, ребёнок будет продолжать её допускать. Нельзя откладывать на потом обсуждение того, что интересно и важно ребенку теперь. Так, отрабатывается зона ближайшего развития, и, как только появляется "западение" в каком-то вопросе, надо сразу обращать внимание на это с тем, чтобы ученик сам увидел трудность, понял, в чём она заключается и нашёл путь решения.
Работаю по принципу: «Лучше меньше, да лучше». Но зато я знаю, что в следующий раз ребёнок сделает без ошибок, и с любой трудностью он уже научился справляться. Сам процесс обучения становится для него привлекательным, и поэтому растёт темп усвоения нового материала».
Результаты учеников и специалистов в Летней школе вновь показали эффективность нового педагогического подхода. Рефлексивно-деятельностный способ обучения – это борьба за успешность каждого ученика!
Список вновь созданных тандемов для работы по проекту в новом учебном 2005 - 2006 году.
- школа №4 – педагог: Бурилова Ирина Анатольевна, учитель математики. Консультант: Глухова Оксана Владимировна, психолог (2в класс).
- школа №5 – педагог: Муксимова Миля Юрьевна, учитель начальных классов. Консультант: Кириллова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов (2а класс).
- школа №5 – педагог: Кириллова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов. Консультант: Муксимова Миля Юрьевна, учитель начальных классов (2б класс).
- школа №10 – педагог: Григорьева Марина Леонидовна, учитель начальных классов. Консультант: Каюмова Светлана Михайловна, психолог (1б класс).
- школа №12 – педагог: Сажина Елена Александровна, учитель начальных классов. Консультант: Иконникова Юля Сергеевна, психолог (2а класс).
- школа №13 – педагог: Галиханова Рамиля Карамовна, учитель начальных классов. Консультант: Завьялова (Виноградова) Наталья Андреевна, психолог (2в класс).
- школа №13 – педагог: Юрина Марина Владимировна, учитель начальных классов. Консультант: Завьялова (Виноградова) Наталья Андреевна, психолог (1а класс).
- школа №14 – педагог: Шехметова Лилия Николаевна, учитель начальных классов. Консультант: Теплякова Оксана Михайловна, учитель математики (3б класс).
- школа №14 – педагог: Павлова Светлана Валерьевна, учитель информатики. Консультант: Волгутова Любовь Павловна, учитель математики (8б класс).
- школа №40 – педагог: Комарова Ирина Владимировна, учитель информатики. Консультант: Глухова Оксана Владимировна, психолог (1б класс).
- вспомогательная школа VIII вида – педагог: Гумерова Раиса Федоровна, педагог-дефектолог. Консультант: Рязанова Дина Аркадьевна, психолог.
Глухова О.В., психолог ШК «Вертикаль»,
куратор проекта «Шахматы для общего развития»
телефон 8 (35161) 4-20-69