Проект «Шахматы для общего развития» – не совсем обычный эксперимент. В нём изначально заложены передовые взгляды из разных областей человеческого знания: из педагогики – применение рефлексивно-деятельностного подхода, психология зафиксировала создание Многовекторной модели ЗБР, шахматы определили спортивную составляющую этого процесса. Смело можно сказать, что аналогов такого опыта нет ни у одного из малых городов России. Взять хотя бы изначальную задумку – использовать шахматы как инструмент для развития ребёнка [Разуваев Ю.С., Зарецкий В.К. Шахматы для общего развития. //Мир детства. – №3. – 2004. – 31-36 с.].

   Идея изначально не новая – тренировать детей в стратегии и тактике борьбы, быть внимательными и научиться продумывать свои ходы на несколько шагов вперёд. Создатели же конкретно этой методики преподавания задумали развивать способности детей, опережающие их возрастные возможности, в частности, раннее формирование умения действовать в уме (вместо возрастной границы в 10 – 11 лет ее формирование вполне возможно в 8 – 9 лет). Быстрое становление этого умения влечет за собой эффективное вырабатывание ребенком жизненных целей и умение им следовать [Зарецкий В.К. Эвристический потенциал понятия «зона ближайшего развития» //Вопросы психологии. – № 6. – 2008. – 13-25 с.].

   Это и стало своеобразной отправной точкой для появления методики «Шахматы для общего развития» в начальной школе. Авторы идеи: член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, КМС по шахматам, Никита Глебович Алексеев, международный гроссмейстер по шахматам Юрий Сергеевич Разуваев и профессор Факультета консультативной и клинической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета, кандидат психологических наук, Виктор Кириллович Зарецкий.

 

 

 

Авторы проекта А.М. Гилязов, Ю.С. Разуваев, В.К. Зарецкий

 

   По инициативе и при поддержке  президента ООО «Группы Магнезит» Сергея Павловича Коростелёва ведущие организации района: Администрация Саткинского муниципального района, ООО «Группа Магнезит», МКУ «Управление образования» содействовали разработке и реализации передовых идей. Деятельность по созданию новой методики преподавания шахмат, отвечающей требованиям современной действительности, стала возможной благодаря тому, что в Шахматном клубе «Вертикаль» создана мощная кадровая, материально-техническая и информационно-образовательная база.

   Аналогов такой методики ни в России, ни за рубежом в 2004 году не  существовало. Именно поэтому в начале учебного года команда участников проекта «Шахматы для общего развития» с энтузиазмом приступила к работе. И уже в конце мая были получены ощутимые результаты, свидетельствующие о положительном влиянии применения новых разработок на раннее формирование способности действовать в уме, а также интеллектуальное и личностное развитие.

   В статье представлены материалы первого года существования проекта. В этом отношении интересно вспомнить, как всё начиналось. В шахматный клуб города Сатки прибыла команда молодых ученых во главе с профессором МГППУ, к.пс.н., Виктором Кирилловичем Зарецким. Научные сотрудники: Маргарита Михайловна Гордон, Светлана Васильевна Воликова, Александр Альбертович Шабанов и тогда еще студент 2-го курса факультета консультативной и клинической психологии МГППУ Юрий Викторович Зарецкий (ныне кандидат психологических наук, доцент, школьный психолог и преподаватель МГППУ) выступили консультантами педагогов и психологов, которым предстояло воплощать идеи программы.