О проекте
ЮБИЛЕЙНЫЙ ГОД ПРОЕКТА «ШАХМАТЫ ДЛЯ ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ». Старт проекта. Год 2004-2005
Автор: Оксана ГлуховаПроект «Шахматы для общего развития» – не совсем обычный эксперимент. В нём изначально заложены передовые взгляды из разных областей человеческого знания: из педагогики – применение рефлексивно-деятельностного подхода, психология зафиксировала создание Многовекторной модели ЗБР, шахматы определили спортивную составляющую этого процесса. Смело можно сказать, что аналогов такого опыта нет ни у одного из малых городов России. Взять хотя бы изначальную задумку – использовать шахматы как инструмент для развития ребёнка [Разуваев Ю.С., Зарецкий В.К. Шахматы для общего развития. //Мир детства. – №3. – 2004. – 31-36 с.].
Идея изначально не новая – тренировать детей в стратегии и тактике борьбы, быть внимательными и научиться продумывать свои ходы на несколько шагов вперёд. Создатели же конкретно этой методики преподавания задумали развивать способности детей, опережающие их возрастные возможности, в частности, раннее формирование умения действовать в уме (вместо возрастной границы в 10 – 11 лет ее формирование вполне возможно в 8 – 9 лет). Быстрое становление этого умения влечет за собой эффективное вырабатывание ребенком жизненных целей и умение им следовать [Зарецкий В.К. Эвристический потенциал понятия «зона ближайшего развития» //Вопросы психологии. – № 6. – 2008. – 13-25 с.].
Это и стало своеобразной отправной точкой для появления методики «Шахматы для общего развития» в начальной школе. Авторы идеи: член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, КМС по шахматам, Никита Глебович Алексеев, международный гроссмейстер по шахматам Юрий Сергеевич Разуваев и профессор Факультета консультативной и клинической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета, кандидат психологических наук, Виктор Кириллович Зарецкий.
Авторы проекта А.М. Гилязов, Ю.С. Разуваев, В.К. Зарецкий
По инициативе и при поддержке президента ООО «Группы Магнезит» Сергея Павловича Коростелёва ведущие организации района: Администрация Саткинского муниципального района, ООО «Группа Магнезит», МКУ «Управление образования» содействовали разработке и реализации передовых идей. Деятельность по созданию новой методики преподавания шахмат, отвечающей требованиям современной действительности, стала возможной благодаря тому, что в Шахматном клубе «Вертикаль» создана мощная кадровая, материально-техническая и информационно-образовательная база.
Аналогов такой методики ни в России, ни за рубежом в 2004 году не существовало. Именно поэтому в начале учебного года команда участников проекта «Шахматы для общего развития» с энтузиазмом приступила к работе. И уже в конце мая были получены ощутимые результаты, свидетельствующие о положительном влиянии применения новых разработок на раннее формирование способности действовать в уме, а также интеллектуальное и личностное развитие.
В статье представлены материалы первого года существования проекта. В этом отношении интересно вспомнить, как всё начиналось. В шахматный клуб города Сатки прибыла команда молодых ученых во главе с профессором МГППУ, к.пс.н., Виктором Кирилловичем Зарецким. Научные сотрудники: Маргарита Михайловна Гордон, Светлана Васильевна Воликова, Александр Альбертович Шабанов и тогда еще студент 2-го курса факультета консультативной и клинической психологии МГППУ Юрий Викторович Зарецкий (ныне кандидат психологических наук, доцент, школьный психолог и преподаватель МГППУ) выступили консультантами педагогов и психологов, которым предстояло воплощать идеи программы.
В.К. Зарецкий и московская команда: Ю.С. Разуваев, А.А. Шабанов, М.М. Гордон
После этого события разворачивались стремительно. В последних числах августа на установочный семинар по введению шахмат в школы пригласили педагогов и психологов образовательных учреждений района. Желающим участвовать в проекте было предложено присоединиться к основной идее проекта в авторской позиции, стать участниками разработки и реализации новой программы обучения детей основам игры с особым педагогическим подходом. При внушительной поддержке руководителя МКУ «Управление образования» Галины Леонидовны Пашкевич, старт эксперимента получился более чем удачным. Базовой площадкой для воплощения проектных идей было выбрано общеобразовательное учреждение №14 (2 «Б», классный руководитель Шехметова Лилия Николаевна). Директор школы Любовь Павловна Волгутова, как грамотный руководитель, сразу приняла перспективные идеи методики.
Участники первых совещаний: Т.Н. Сурова, И.В. Комарова, Т.В. Лимонова,
С.М. Каюмова, Л.Г. Меньшикова, М.Ю. Муксимова
Многолетний опыт преподавания по программе, а также грамотно подобранная система консультативно-диагностического сопровождения позволяют сегодня утверждать, что у детей, обучающихся по этой методике, способность действовать в уме развивается гораздо раньше. Кроме того, у учащихся наблюдается высокая устойчивая динамика формирования интеллектуальных процессов по сравнению со школьниками, изучающими шахматы по разработкам других авторов. Подробнее о содержании системы мониторинга читайте в следующих публикациях.
В целях повышения эффективности шахматных занятий, а также возможности документирования и углубленного анализа уроков (что было необходимо на этапе, когда методика только создавалась) педагогам предлагалось работать в тандеме с другим специалистом, который выполнял роль консультанта. Он же – психолог, находясь в рефлексивной позиции, мог своевременно вмешаться в ход занятия, ассистировать учителю, «подхватить» отстающих детей, оказать индивидуальную помощь.
Психолог О.В. Глухова и первые участники проекта
Школьники вовлекались в учебный процесс в активной (субъектной) позиции, способствующей активизации внутренних личностных ресурсов, что в идеале позволяло им стать субъектами своей образовательной деятельности и саморазвития.
Тандем: учитель С.В. Павлова, психолог Д.А. Рязанова и их ученики
Отсюда и название подхода – рефлексивно-деятельностный. Оно означает, что каждый участник образовательного процесса является субъектом самостоятельной деятельности и ее рефлексии. Практически это достигается установлением особого рода контакта и позиций сотрудничества. Для развития ребёнка важно, что сложившаяся система отношений создаёт условия для комфортного получения им знаний. А способы преодоления трудностей при решении шахматных задач в совместной деятельности взрослого и ребёнка гораздо проще перенести на другие учебные предметы, которые преподаёт этот же учитель. Составители методики «Шахматы для общего развития» и педагоги, включившиеся в него с позиции соавторов, прилагали огромные усилия, чтобы это произошло.
Директор школы Л.П. Волгутова и классный руководитель Л.Н. Шехметова с учениками
Для реализации целей проекта были сформированы шесть тандемов учителей и психологов с тем, чтобы объединить знания в области педагогики и психологии на благо развития детей. У каждого тандема было по четыре ученика.
Первый год обучения: 2004-2005 учебный год по проекту Зарецкого.
- Учитель: Шехметова Лилия Николаевна, классный руководитель этого класса, педагог начального звена школы №14 и Теплякова Оксана Михайловна, учитель математики в школе №14.
- Учитель: Волгутова Любовь Павловна, директор школы №14, учитель математики и Каюмова Светлана Михайловна, психолог школы №11.
- Учитель: Павлова Светлана Валерьевна, учитель физики и информатики в школе №14 и Рязанова Дина Аркадьевна, психолог вспомогательной школы №20.
- Учитель: Бурилова Ирина Анатольевна, учитель математики в школе №4 и Глухова Оксана Владимировна, психолог Центра диагностики и консультирования.
- Учитель: Юрина Марина Владимировна, педагог начального звена школы №13 и Виноградова (Завьялова) Наталья Андреевна, психолог школы №13.
- Учитель: Комарова Ирина Владимировна, учитель информатики в школе №40 и Лимонова Татьяна Валерьевна, психолог детского сада №35.
Занятия проводились по следующей схеме: два раза в неделю были уроки, на которых совместно с учениками определялся замысел на следующее занятие. Затем педагоги составляли отчёт о проведённом уроке с учётом всех его составляющих, писали конспект следующего урока и могли проконсультироваться с научными сотрудниками МГППУ.
О.В. Глухова, Л.П. Волгутова, Д.А. Рязанова составляют аналитический отчёт в Москву после урока
У каждого тандема был свой научный консультант. Педагоги за это время написали около 180 страниц аналитических отчетов в Москву (и эту цифру надо умножить на количество тандемов в проекте), где командой сотрудников МГППУ каждый отчет был внимательно разобран, написаны рекомендации и сформулированы новые идеи для развития идеи. Из них уникальными для поиска технологий методики были все без исключения отчёты саткинских педагогов.
|
Пример аналитического отчёта саткинских педагогов
Практически сразу возникла необходимость и появился запрос со стороны участников проекта в более профессиональном подходе к изучению шахматной науки. Ведь для того, чтобы научить детей играть в шахматы, педагог должен сам быть хотя бы на несколько шагов впереди ребёнка. Основы шахматной игры на разных этапах проекта преподавали тренеры-консультанты Юрий Сергеевич Разуваев, Руслан Владимирович Щербаков, Игорь Анатольевич Баженов и Евгений Васильевич Сомкин. В это же время, параллельно с проектом, Амир Мансурович Гилязов готовил педагогические кадры для будущей работы программы и обеспечивал шахматную грамотность педагогов Саткинского района из других школ.
Каждому тандему предстояло решать с помощью шахматного материала непростые проблемы детей: научиться концентрировать свое внимание, быстро запоминать новое, бегло читать и правильно писать, а самое главное, уметь самостоятельно в уме решать шахматные и математические задачи. Занятия необходимо было строить по новым, ранее не известным педагогам технологиям: установление с учениками отношений сотрудничества, поддержка субъектности ребёнка, формирование рефлексивности сознания учеников, изменение отношения к ошибке ребёнка (с тем, чтобы в ней разглядеть потенциал для развития).
И в этом аспекте важнейшим является понятие «рефлексии». Рефлексия – возможность для ребенка стать субъектом собственной учебной деятельности, субъектом собственного развития, превратить этот процесс в саморазвитие.
Немаловажной при этом является еще и готовность ученика принять помощь со стороны более компетентного помощника в лице педагога – это является главной отличительной чертой рефлексивно-деятельностного подхода к обучению. В. К. Зарецкий, как создатель данного подхода, так описывает эту ситуацию: «главным моментом в практике помощи является организация самостоятельной деятельности ученика по преодолению своих трудностей и ликвидации пробелов, а также рефлексия этой деятельности».
Команда во главе с консультантами МГППУ начала разрабатывать, подбирать материал для написания методики и при этом соблюдать золотое правило – все материалы методики должны быть понятными и полезными не только для педагогов, но и для всех желающих реализовать эти идеи на практике, а также для детей.
Так проходил первый этап проекта. Он включал в себя:
- Работу в экспериментальном классе.
- Сравнительную психолого-педагогическую диагностику.
- Подготовку команды педагогов и консультантов.
С этого момента в истории «проекта Зарецкого» были написаны первые страницы …
Глухова О.В., психолог ШК «Вертикаль»,
куратор проекта «Шахматы для общего развития»
телефон 8 (35161) 4-20-69