Шахматный всеобуч
Проект «Шахматный всеобуч» в 2008-2009 учебном году
Автор: AdministratorПлан работы по шахматному образовательному проекту
Сентябрь-декабрь 2008 г.
1. Составление плана работы по всеобучу в детских садах и школах, решение организационных вопросов и вопросов с инвентарем (1-30 сентября).
2. Установочный семинар для преподавателей (11 сентября).
3. Обучающий семинар для новичков «Основы шахматной игры» (12-26 сентября). По окончании семинара - сдача зачета.
4. Занятия по всеобучу - 2 часа в неделю (с 1 октября по 15 мая).
5. Кубок школ Сатки по шахматам с участием школ №№ 5, 10, 11, 13, 14 и 40 ( 1-8 октября).
Январь - май 2009 г.
6. Круглый стол с участием методиста ШК «Вертикаль», методиста МУ «Общее образование», тренера ШК «Вертикаль» и преподавателей всеобуча на тему «Ход реализации проекта "Шахматный всеобуч"». Трудности, с которыми сталкивается преподаватель при обучении детей шахматам» (конец января).
7. Участие воспитанников детских садов и учащихся 1-х классов в первенстве города среди детей до 8 лет (31 января, 1,7,8 февраля).
8. Открытый урок в детском саду № 46 (преподаватель шахмат Белоногова Светлана Геннадьевна) - начало февраля.
9. Открытый урок по шахматам в школе № 40 (преподаватель Цепилова Елена Тимофеевна) - начало февраля.
10. Семинар для преподавателей всеобуча. Проводит тренер высшей категории А.К. Щетинин (конец марта).
11. Конкурс на лучшую фотографию на тему шахмат - ШК «Вертикаль», (1-28 февраля).
12. Конкурс поделок, рисунков и стихотворений на шахматную тему - в два этапа: первый этап - отборочный, внутришкольный (1-14 февраля); второй этап - среди лучших работ (с 15 февраля по 1 марта в ШК «Вертикаль»). Награждение победителей состоится на праздничном турнире, посвященном международному женскому дню.
13. Участие педагогов в турнире, посвященном дню 8 марта. Праздничное чаепитие.
14. Организация выставки лучших шахматных работ, оформление стенда с рисунками, фотовыставки (1-14 марта, ШК «Вертикаль»).
15. Смотр-конкурс шахматных уголков (1-30 апреля).
16. Участие воспитанников детских садов и учащихся начальных классов в первенстве города среди детей до 8 лет (начало апреля).
17. Турнир среди школ и детских садов - участников шахматного всеобуча, личный и командный (середина - конец апреля).
18. Товарищеские встречи среди воспитанников детских садов и учащихся начальных классов, сеансы одновременной игры (май).
19. Шахматный Бал (конец мая).
В течение всего учебного года методист и тренер ШК «Вертикаль» посещают шахматные занятия в детских садах и школах с целью оказания методической помощи.
22 января участники проекта встретились за круглым столом
На обсуждение были вынесены вопросы, касающиеся хода реализации проекта. Собравшиеся высказывались по организационно-финансовым вопросам, программе и методике преподавания шахматных уроков; педагоги рассказывали о трудностях, с которыми они сталкиваются в процессе обучения шахматам. Одной из проблем всеобуча на данный момент является то, что оплата учителям за проведение шахматных занятий напрямую зависит от позиции на местах, от отношения администрации конкретной школы к шахматам. Вот и получается, что во всех школах зарплата разная.
Отмечено, что все проблемы, высказанные педагогами на семинаре, разрешимы, все взяты на заметку, над каждой будет работа. В целом же ситуация с всеобучем складывается положительная. В этом году шахматы введены в сетку занятий в 23 школах и 20 детских садах. Процесс идет успешно, самое главное, что есть интерес к работе у учителей и у их воспитанников соответственно. В ближайшее время планируется проведение открытых занятий в школе № 40 и детском саду № 46, где педагоги, стоящие у самых истоков всеобуча, поделятся опытом с коллегами. Также с 1 февраля начнутся смотры-конкурсы (см. приложения).
Приложение № 1
Положение «О смотре-конкурсе на лучшую поделку, рисунок, стихотворение на шахматную тему»
1. Цели и задачи.
Популяризация шахмат среди учащихся общеобразовательных учреждений и воспитанников дошкольных учреждений города и района. Развитие творческого потенциала детей, организация их досуговой деятельности.
2. Организация и руководство.
Организация и руководство смотра-конкурса возлагается на шахматный клуб «Вертикаль».
3. Состав и условие участия.
Учащиеся школ и воспитанники детских садов, участвующие в проектах «Шахматный всеобуч» и «Шахматы для общего развития», их родители, преподаватели и тренера по шахматам.
4. Сроки и место проведения:
Конкурс проводится в два этапа: 1 этап - отборочный, внутришкольный. Проводится с 1 по 20 февраля 2009 г. 2 этап - конкурс среди лучших работ. Проводится в шахматном клубе «Вертикаль» с 20 февраля по 1 марта 2009 г.
5. Критерии оценки:
- творческий подход и оригинальность оформления;
- качество исполнения.
6. Определение победителей и награждение.
Победители будут определяться среди отдельных групп и индивидуально по номинациям:
- лучшее стихотворение на шахматную тематику;
- лучшая поделка на шахматную тематику;
- лучший рисунок на шахматную тематику. Победители награждаются дипломами и ценными подарками. Награждение состоится на новогоднем шахматном блицтурнире.
7. Организация, финансирование конкурса.
Расходы по организации, рекламе и награждению участников несет ШК «Вертикаль.
Приложение № 2
Положение «О конкурсе на лучшую фотографию на шахматную тему»
1. Цели и задачи.
Популяризация шахмат среди учащихся общеобразовательных учреждений и воспитанников дошкольных учреждений города и района.
2. Организация и руководство.
Организация и руководство смотра-конкурса возлагается на ШК «Вертикаль»
3. Состав и условие участия.
Участники проектов «Шахматный всеобуч» и «Шахматы для общего развития»
4. Сроки и место проведения:
Конкурс проводится с 1 по 28 февраля в шахматном клубе «Вертикаль».
5. Критерии оценки:
- творческий подход и оригинальность замысла;
- качество исполнения.
6. Определение победителей и награждение.
Победители будут определяться среди отдельных групп и индивидуально. Победители награждаются дипломами и ценными подарками. Лучшие работы будут размещены на стенде в ШК «Вертикаль».
7. Организация, финансирование конкурса.
Расходы по организации, рекламе и награждению участников несет ШК «Вертикаль».
Приложение № 3
Положение «О смотре-конкурсе на лучшее оформление шахматного уголка»
1. Цели и задачи.
Популяризация шахмат среди учащихся общеобразовательных учреждений и воспитанников дошкольных учреждений города и района.
2. Организация и руководство.
Организация и руководство возлагается на шахматный клуб «Вертикаль».
3. Состав и условие участия.
В конкурсе принимают участие тренеры по шахматам и участники проектов «Шахматный всеобуч» и «Шахматы для общего развития».
4. Сроки:
Конкурс проводится с 1 по 30 апреля 2009 года.
5. Критерии оценки:
1. Эстетичность оформления.
2. Информативность - освещение шахматной жизни в группе, классе, важнейших шахматных событий в стране и за рубежом.
3. Отражение достижений юных шахматистов в любой форме: размещение на стенде почетных грамот, поздравлений победителям и т.д.
4. Полезная информация для родителей - статьи из газет, советы и рекомендации специалистов.
5. Постоянное обновление.
6. Определение победителей и награждение.
Победители будут определяться среди преподавателей, отдельных групп и индивидуально. Победители конкурса награждаются дипломами и ценными подарками.
7. Организация, финансирование конкурса.
Расходы по организации, рекламе и награждению участников несет ШК «Вертикаль».
10 и 12 февраля в МОУ СОШ № 40 и детского сада № 46 состоялись открытые занятия по шахматам.
Педагоги Цепилова Елена Тимофеевна и Белоногова Светлана Геннадьевна делились с коллегами опытом своей работы. Оба педагога используют методические разработки Игоря Сухина.
Анализ открытого занятия в МОУ СОШ № 40 10 февраля 2009 г.
Преподаватель шахмат - Цепилова Елена Тимофеевна.
Тема урока: «Ценность шахматных фигур. Выигрыш ферзя».
Цели урока, поставленные учителем:
1. Привить интерес к шахматам.
2. Учиться играть и выигрывать.
3. Формировать способность действовать в уме.
4. Развивать память.
Длительность урока: 40 минут.
Схема урока:
1. Опрос и теория - 10 минут.
2. Практическая часть.
Используемый инвентарь:
1. Интерактивная доска.
2. Демонстрационная шахматная доска.
3. Настольные шахматные доски с фигурами.
Раздаточный материал - диаграммы для каждого ученика.
Занятие построено методически грамотно. В самом начале урока учитель провела краткий опрос по пройденному материалу и познакомила учеников с новыми понятиями. Материал излагался просто, доступно, без наукообразности, внимание детей не рассеивалось. Преподаватель использовала разнообразные методы и приемы. Урок построен в игровой форме, в большом многообразии были использованы шуточные вопросы, загадки. Применялись задачи различной степени сложности. Учитель руководствовалась принципом: от простого к сложному. Шахматные задания совмещались с математическими.
Атмосфера на уроке - легкая, непринужденная. Дети вели себя раскованно, активно отвечали на все поставленные вопросы, и, что немаловажно, не боялись признать свои ошибки.
После теории дети разбились на две команды и провели соревнование. Дополнительным стимулом для ребят стало и то, что к судейству был привлечен более старший по возрасту мальчик, шахматист. После турнира дети были награждены грамотами за 1 и 2 место, что также психологически верно: проигравших не было.
После урока состоялся обмен мнения между присутствующими на уроке преподавателями шахмат из школ Саткинского района.
Анализ открытого занятия в МДОУ № 46 12 февраля 2009 г.
Преподаватель шахмат - Белоногова Светлана Геннадьевна.
Тема занятия: «Обобщение пройденного материала».
Цели занятия:
1. Приобщение к игре в шахматы.
2. Развитие внимания, памяти.
3. Нравственное воспитание.
Длительность занятия: 35 минут.
Схема занятия:
1. Краткий опрос.
2. Практическая часть.
Используемый инвентарь:
1. Демонстрационная доска
2. Настольные шахматные доски с фигурами
3. Дидактический материал
Занятие было построено методически грамотно. Не более 10 минут ушло на повторение пройденного материала, краткого опроса в игровой форме. Большая часть занятия была отведена практике (шахматной игре).
Преподаватель широко использовала самые разнообразные игровые приемы («Волшебный мешочек», «Найди ошибку», «Переставь фигуры», «Шахматное лото», «Ожившие фигуры» и др.).
На протяжении всего занятия внимание детей было устойчивым. В поле зрения педагога находился каждый ребенок. При проведении шахматных партий преподаватель внимательно следила за ходом каждого ребенка, в случае необходимости корректировала; постоянно хвалила, подбадривала. Шахматные задачи совмещались с математическими. Использовались задания различной степени сложности по принципу: от простого к сложному.
Атмосфера на занятии царила легкая, спокойная, доброжелательная. Преподаватель при объяснении материала использовала простые, лишенные всякой наукообразности слова, давала четкие, доступные пониманию детей указания. Воспитанники активно и, самое главное, с огромным желанием отвечали на все поставленные вопросы и, что также немаловажно, радовались успехам товарищей.
Необходимо отметить, что вся обстановка в шахматном уголке направлена на развитие интереса ребенка к древней интеллектуальной игре.
После занятия состоялся обмен мнениями между присутствующими на открытом мероприятии преподавателями шахмат из детских садов Саткинского района.