Шахматный всеобуч
Онлайн-конференция с Сухиным
Автор: Administrator15 ноября в ШК «Вертикаль» состоялась онлайн-конференция с автором УМК «Шахматы-школе» Игорем Сухиным. Мероприятие очень ждали, готовились к нему заранее – был составлен перечень вопросов, ответы на которые педагоги и тренеры по шахматам хотели услышать из уст главного методолога шахматного образования в РФ.
Вопросы касались как общей картины развития шахматного образования в стране, сложившейся на сегодняшний день, так и тех ситуаций, которые возникают в ходе преподавания шахмат и требуют правильного разрешения со стороны педагога; были вопросы и по самой методике.
Конференция прошла в теплой, дружеской обстановке, оставила очень приятные впечатления; были затронуты самые острые, актуальные вопросы, на каждый из которых Игорь Георгиевич дал подробный, обзорный, исчерпывающий ответ. Поделился с аудиторией и своими дальнейшими творческими планами, которые собирается воплотить в жизнь в самое ближайшее время.
Игорь Сухин дал высокую оценку 14-летней работе саткинских педагогов, посоветовал им не останавливаться на достигнутом, развиваться дальше, что Сатка и делает – с 2016 года ее опыт шахматного образования начал распространение по Южному Уралу, и в настоящее время шахматы введены в образовательные учреждения 28 муниципальных образований Челябинской области.
Вот что пишет о встрече сам Игорь Сухин: «Сегодня с 13.00 по 14.00 прошла моя скайп-конференция с педагогическом активом Сатки, организованная Шахматным клубом «Вертикаль». Мне было задано много очень важных и интересных вопросов. Особый интерес вызвал первый вопрос: «В последнее время Россию буквально всколыхнул интерес к шахматам. Министр образования Ольга Васильева неоднократно высказывалась о том, что школьное шахматное образование является одним из лучших инструментов для развития интеллектуальных возможностей ребенка и должно присутствовать в каждой российской школе».
15 ноября 2017: Москва – Сатка (Челябинская область): Сегодня с 13.00 по 14.00 прошла моя скайп-конференция с педагогическом активом Сатки, организованная Шахматным клубом "Вертикаль". Мне было задано много очень важных и интересных вопросов. Особый интерес вызвал первый вопрос: "В последнее время Россию буквально всколыхнул интерес к шахматам. Министр образования Ольга Васильева неоднократно высказывалась о том, что школьное шахматное образование является одним из лучших инструментов для развития интеллектуальных возможностей ребенка и должно присутствовать в каждой российской школе. Почему возник вдруг такой интерес на уровне верхушек власти? Значит ли это, что пришло понимание, что та традиционная модель образования, к которой мы привыкли, нацелена больше на получение знаний, а не на формирование личностных навыков. И очень ценным средством для развития таких навыков выступают шахматы?" Мой ответ был таким: И.Г.Сухин: "Отличный вопрос! Повторю ключевой вопрос: Почему возник вдруг такой интерес на уровне верхушек власти? Начну издалека. В 1993 году Министерство образования России само предложило мне разработать шахматный школьный курс, в результате которого и появился Федеральный курс "Шахматы – школе" ориентированный на решение одной из фундаментальных целей начальной школы – развитие у детей способности действовать "в уме". Но долгое время реальный процесс продвижения шахмат в общеобразовательную школу был вялотекущим. В 2003 году Председатель детско-юношеской комиссии Российской шахматной федерации великий тренер Юрий Сергеевич Разуваев предложил мне возглавить подкомиссию "Шахматы и образование", и я принял это предложение. Отмечу, что также в 2003 году у вас в Сатке стартовали шахматные проекты, причём, что случается крайне редко в России, они начались именно как научные проекты, ориентированные на развитие у детей способности действовать "в уме". Само по себе это уже бесценно, и вызывает не только одобрение, но и уважение. Разумеется, во всём этом огромная заслуга принадлежит Амиру Мансуровичу Гилязову и всему руководству Саткинского муниципального района… Продолжу. Примерно через год, в 2004 году, в РШФ была создана отдельная комиссия "Шахматы и образование" во главе с многократным чемпионом мира Анатолием Евгеньевичем Карповым. Но и после этого реальный процесс продвижения шахмат в общеобразовательные школы России в целом оставался вялотекущим. Так почему же, сегодня, как говорится "прорвало"? Дело в том, что и московской, и российской шахматной федерации захотелось иметь другой шахматный курс, заточенный не на образовательную цель, а на спортивно-соревновательную. Я узнал об этом в 2013 году, когда через третьих лиц из московской шахматной федерации ко мне поступило предложение войти в коллектив авторов нового школьного курса "Шахматы в школе". Я ответил, что это было бы: и неэтично по отношению к моему замечательному издателю – "Духовному возрождению", и не имеет смысла, так как добротный курс "Шахматы – школе" уже написан и очень неплохо себя чувствует. Вскоре выяснилось, что первичный учебно-методический комплект первого года обучения "Шахматы в школе" был в 2014 году издан в сжатые сроки и сразу же подарен В.В.Путину и Д.АМедведеву. Но и в этот момент время шахмат ещё не пришло. Дело в том, что система образования требует не отдельный учебник или УМК, а полную линейку. В конце 2016 года в противовес моему курсу "Шахматы – школе" такая линейка УМК курса "Шахматы в школе" на все 4 года была написана, и в начале 2017 года – издана. И именно после этого Кирсан Николаевич Илюмжинов пошёл в Министерство образования и науки, подарил Министру новую линейку УМК и уверил, что впервые в России издан шахматный курс, причём очень лёгкий для преподавания учителями начальных классов. Вот с этого-то момента в СМИ и пошла мощнейшая волна! И сегодня можно наблюдать как всем школам России правдами и неправдами навязывают именно новый курс "Шахматы в школе" и замалчивают информацию о том, что курс И.Г.Сухина "Шахматы – школе" полностью отвечает всем требованиям современных ФГОС, многократно апробирован и любим учителями. Поэтому остаётся только строить догадки о том, почему руководству страны не был хотя бы показан мой курс "Шахматы – школе". Вывод напрашивается сам собой – для центральных шахматных федераций важен не урок шахмат для реального развития мышления детей, а – пропихнуть в школы свой наспех скроенный продукт на эту тему. Поэтому всё и делалась ими в страшной спешке. Более того, по курсу-проекту "Шахматы в школе" для учителей начальных классов в Москве курсы повышения квалификации по всех четырём модулям-годам обучения были проведены по-стахановски, менее чем за год – все они прошли в 2017 году. А ведь известно, что этого делать нельзя – сначала следует провести курсы по первому году обучения, потом учитель должен год попреподавать, и только через год он будет готов к восприятию материала второго года. И так далее. То есть, 4 модуля можно провести только за 4 года, а не за один. Такие дела. Отсюда понятно, какое получилось качество и учебных материалов и курсов повышения квалификации. Спешка у них была такая, что даже пособия, которые называются "Методические рекомендации" для всех четырёх лет издали на газетной бумаге, а в учебниках черные фигуры на чёрных полях практически не видны".
Л.В.Титова, методист по шахматному образованию, г.Сатка.