Шахматный всеобуч
Популяризация шахмат в школах России
Автор: Оксана ГлуховаВ рамках деловой программы Открытых Всероссийских соревнований по шахматам «Белая ладья» с 4 июня по 8 июня педагоги общеобразовательных организаций, тренеры по шахматам, руководители шахматных клубов и секций в рамках обучения игре в шахматы в школах, руководители региональных федераций шахмат обсудили важные вопросы в рамках Всероссийской конференции «Современные тенденции популяризации шахмат в школах России».
В работе конференции принял участие Амир Мансурович Гилязов, Член Наблюдательного совета ФШР, Председатель Ассоциации региональных шахматных федераций УФО, Исполнительный директор Шахматного клуба «Вертикаль» по приглашению Общероссийской общественной организации «Федерация шахмат России».
За время работы очном и онлайн-форматах состоялось обсуждение проблем, наиболее актуальных для специалистов, чьи профессиональные интересы лежат в области популяризации шахмат среди детей младшего школьного возраста: новые направления в развитии и реализации шахматных образовательных проектов, перспективы развития шахматного образования в малых городах и селах, интересные кейсы и подходы к обучению в школах в различных регионах России и ближних зарубежных странах.
В приветственной речи Александра Васильевича Ткачева, исполнительного директора Федерации шахмат России, прозвучала основная идея организованной конференции – обмен передовым опытом и наиболее эффективными практиками, выстраивание отношений сотрудничества и обмена опытом между коллегами из разных регионов.
Работу пленарной сессии «Проект «Шахматы в школах» открыл доклад руководителя программ Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко Лилии Фаритовны Тимуровой, осветившей современные тенденции дальнейшего развития шахматного образовательного проекта «Шахматы в школах», который реализуется в 18 регионах страны с 2014 года.
О перспективах расширения проекта «Шахматы в школах» рассказала Нина Александровна Боденчук, директор по развитию ФШР. В своем докладе она подчеркнула необходимость перехода от пассивного к активному участию регионов в судьбе проекта, а также масштабирования проекта с 18 регионов на всю Россию.
Выступления всех участников конференции – представителей различных регионов России (Алтайский край, республика Башкортостан, Воронежская, Калужская, Кемеровская, Костромская, Новосибирская, Ростовская, Челябинская области, Удмуртская и Чувашская республики), а также Казахстана свидетельствуют о высоком творческом потенциале энтузиастов шахматного образования и их руководителей.
23 мая 2023 года утверждено Положение о Комиссии «Школьные Шахматы» Общероссийской общественной организации «Федерация шахмат России». Председатель комиссии, кандидат педагогических наук Александр Николаевич Костьев представил доклад о целях и задачах комиссии «Школьные шахматы», а также о создании в школах модульных программ по шахматам.
Особый интерес вызвали доклады Игоря Ивановича Барадачева, эксперта благотворительного фонда В.И Потанина, Артёма Анатольевича Поломошного, президента федерации шахмат Алтайского края, Владимира Леонидовича Барского, автора УМК «Шахматы в школе».
В докладе А.М. Гилязова «Развитие саткинского шахматного проекта» была представлена практика обучения детей игре в шахматы, доказывающая свою эффективность на протяжении 19 лет. Основной упор в выступлении был сделан на основных положениях, которые были выведены благодаря результатам психологических и статистических исследований влияния шахмат на общее развитие детей.
Для справки. Шахматы в школы Саткинского муниципального района введены в 2003 году. Однако имеющиеся на тот момент методики обучения детей игре в шахматы (В.В. Кострова, И.Г. Сухина) не предусматривали систему организации исследования степени влияния шахматных занятий на развитие учащихся. Поэтому был дан старт поиску и разработке альтернативной методики преподавания шахмат, чтобы получить документальное подтверждение эффективности шахмат.
Проект «Шахматы для общего развития» стартовал в Саткинском муниципальном районе Челябинской области под руководством Виктора Кирилловича Зарецкого.
Авторами идеи стали член-корреспондент Российской Академии образования, доктор психологических наук, кандидат в мастера спорта по шахматам Никита Глебович Алексеев и международный гроссмейстер Юрий Сергеевич Разуваев и профессор Московского государственного психолого-педагогического университета, кандидат психологических наук Виктор Кириллович Зарецкий.
Занятия с учениками младших классов проводятся в школах района в форме эксперимента по инициативе и при поддержке президента Группы Магнезит Сергея Павловича Коростелёва.
Проект реализуется с 2004 г. специалистами МГППУ, учителями, психологами и шахматистами шахматного клуба «Вертикаль» г. Сатки Челябинской области под руководством профессора МГППУ В.К. Зарецкого и Члена Наблюдательного совета Федерации шахмат России, Исполнительного директора ШК «Вертикаль» А.М. Гилязова при поддержке Группы Магнезит.
Представленные в докладе А.М. Гилязова данные о замысле и развитии шахматного проекта вызвали живейший интерес со стороны участников конференции. В результате дискуссии, организованной после выступления Амира Мансуровича у участников конференции появилось понимание общих целей и задач, направленных, прежде всего, на реализацию идеи объединения специалистов в рамках продвижения шахматного образования в школы и детские сады.
Особо Амир Мансурович обратил внимание слушателей на основное отличие организации системы шахматного образования в Саткинском районе: «Чтобы отследить эффект шахматных занятий для общего развития с 2004 года нами регулярно проводится срезовая диагностика развития интеллектуальных и индивидуально-личностных способностей учеников. Для оценки эффективности методики результаты диагностики сравнивались с аналогичными результатами детей, не занимающихся шахматами или изучающими основы этой игры по программе другого автора, а также занимающихся по нашей технологии.
Полученные нами данные позволяют утверждать, что систематические занятия игрой в шахматы способствуют высокой динамике развития высших психических функций.
Таким образом, впервые в России собраны многолетние диагностические данные на выборке более 1000 испытуемых о положительном влиянии уроков шахмат на интеллектуальное и личностное развитие учеников».
Также А.М. Гилязов рассказал о неожиданном эффекте шахматного проекта в части положительных личностных изменений учащихся: «Занятия шахматами в начальной школе способствуют повышению академической успеваемости учащихся: из 270 учеников, обучавшихся в начальной по данной технологии, почти 60 % закончили старшую школу (по Саткинскому району средний показатель – 30%), каждый четвертый из них закончил 11 классов с золотой медалью (данные по учащимся 12 разных учителей, работавших по технологии в начальной школе).
Учителя начальной школы имеют преимущество перед шахматными тренерами в том, что они могут переносить шахматный опыт на другие учебные предметы.
Именно поэтому Управление Саткинского муниципального района поддерживает развитие проекта «Шахматы для общего развития» и создает условия для обучения ребят в детских садах и начальной школе.
На сегодняшний день Проект реализуется при поддержке Министерства образования Челябинской области. Начиная с 2016 года проект приобрел статус областного проекта ЧРО ВПП «Единая Россия». Более 600 школ охвачено шахматным образованием в нашем регионе, более 40000 учащихся ежегодно обучается шахматам.
В 2022 г. проект «Шахматы для общего развития в начальной школе», подготовленный специалистами МГППУ и г. Сатки, вошел в Топ-200 на конкурсе лучших социальных проектов Агентства стратегических инициатив форума «Сильные Идеи для нового времени».
В 2022 г. начата разработка и реализация программы совместных исследований в области преподавания шахмат в целях общего развития специалистами Института шахмат АГПУ им. Хачатура Абовяна и факультета консультативной и клинической психологии МГППУ. В 2023 году в резолюции по итогам международной конференции, организованной совместно АГПУ и МГППУ, было зафиксировано предложение руководителям образования, учителям и специалистам сделать нормой профессиональной деятельности отслеживание эффективности шахмат для развития учащихся и их успеваемости.
Участники Всероссийской конференции обсудили практически полный спектр вопросов взаимодействия и выстраивания уровней сотрудничества, что объединило всех одной идеей продвижения шахматного всеобуча в системе образования.
Конференция определила текущее состояние дел, выявила текущие проблемы, задала позитивный настрой на дальнейшую работу, особенно в части направлений для исследования влияния шахматных занятий на общее развитие учащихся.
Хочется выразить огромную благодарность организаторам конференции «Современные тенденции популяризации шахмат в школах России» ООО «Федерации шахмат России» и Благотворительному фонду Елены и Геннадия Тимченко.
Фотогалерея Владимира Барского и Александра Сидорова
Глухова О.В. руководитель шахматных образовательных проектов,
специалист МКУ «Управление образования»,
психолог шахматного клуба «Вертикаль»