Последний месяц 2020 года оказался достаточно плодотворным для специалистов, занимающихся обучением детей игре в шахматы. Две субботы уходящего года (19 и 26 декабря) у наших учителей была уникальная возможность принять участие в онлайн-встречах с научными руководителями системы шахматного образования нашего района.

Более 17 лет назад в нашем районе был дан старт всеобщему шахматному образованию: детей в возрасте 5-11 лет обучают игре в детских садах и начальной школе. И все эти годы Шахматный клуб «Вертикаль» и МКУ «Управление образования» сотрудничают с исследователями в области обучения детей игре в шахматы.

С Игорем Георгиевичем Сухиным, кандидатом педагогических наук, старшим научным сотрудником Института стратегии развития образования РАО г. Москвы, педагоги и психологи обсудили актуальные тенденции и подходы к методике обучения детей игре в шахматы в рамках круглого стола «Учебная дисциплина «Шахматы» в школах и дошкольных учреждениях». Игорь Георгиевич рассказал о своём участии в перспективных исследовательских проектах, творческих интересах и планах, представил методологические новинки в помощь учителям.

В субботу 26 декабря в онлайн-формате был дан старт работе научно-практического педагогического Семинара «Особенности практики обучения детей игре в шахматы в условиях дистанционной формы работы».

Организаторы мероприятия:

  • Факультет «Консультативная и клиническая психология» МГППУ (Московский государственный психолого-педагогического университет);
  • Шахматный клуб «Вертикаль»;
  • МКУ «Управление образования».

Руководители Семинара:

  • Зарецкий Виктор Кириллович – кандидат психологических наук, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета «Консультативная и клиническая психология» МГППУ, руководитель проекта «Шахматы для общего развития»
  • Глухова Оксана Владимировна – психолог ШК «Вертикаль», куратор проекта «Шахматы для общего развития» в Челябинской области
  • Титова Лада Владимировна – методист по шахматному образованию ШК «Вертикаль»

Работа Семинара началась со слов приветствия Амира Мансуровича Гилязова, члена Наблюдательного совета ФШР, исполнительного директора ШК «Вертикаль». Он вновь обратил внимание слушателей к исключительному опыту работы нашей системы саткинского шахматного образования в умелом сочетании развивающей и спортивной составляющей этого процесса.

Слушателям была предоставлена возможность поделиться своим опытом и рассказать о трудностях и достижениях. Педагоги обсудили наиболее успешные проекты по повышению мотивации учащихся к собственному развитию (поиск смыслов), рассмотрели проблемы организации помощи школьникам в преодолении неуспешности в обучении через развитие внутреннего плана действий на материале шахматной стратегии.

Особенно остро коллеги обсудили проблему сотрудничества, когда учитель и ребёнок совместно решают, что нужно сделать на уроке сегодня, чтобы раз за разом двигаться вперёд к развитию уже завтра. В этой ситуации педагог ожидает личной заинтересованности ученика и его активности в получении знаний. Однако это не всегда соответствует действительности. Чаще всего дети ожидают, чтобы их научили и подсказали, как справиться с трудностью. Но ведь игра в шахматы предполагает, прежде всего, самостоятельность ребенка в выборе и принятии решений! Что делать?

Наш эксперт, Виктор Кириллович Зарецкий поделился собственным опытом преодоления подобных проблем при работе с учениками в режиме онлайн. Он рассказал о том, как создавать на уроке такие условия, чтобы каждый участник образовательного процесса чувствовал себя свободным и защищённым. Эти чувства способствуют укреплению доверия и побуждают к открытиям. Именно это является определяющим условием для полноценного развития ребёнка.

Все участники Семинара получили рекомендации по организации учебного процесса в современных условиях. Также был озвучен Замысел следующей встречи в рамках научно-практической совместной деятельности с научными руководителями системы шахматного образования саткинских ребятишек. 

Мы надеемся, что это мероприятие станет традиционным и продолжит свою работу на постоянной основе. В наше непростое время каждому педагогу важно иметь методическую площадку для консультации как с руководителями, так с коллегами. Такая форма общения поможет педагогам открыто обсуждать актуальные вопросы организации учебного процесса по технологиям рефлексивно-деятельностного подхода В.К. Зарецкого.

 

Поздравляем с приобретенным опытом участников онлайн-встреч:

  1. Белокобыльскую Ольгу Александровну, МК ДОУ д/с №37
  2. Волгутову Любовь АркадьевнуМАОУ сош № 10
  3. Волгутову Любовь Павловну МАОУ сош № 14
  4. Галимьянову Лилию Галеевну МАОУ сош№ 13
  5. Лукьянову Марию Сергеевну МКДОУ д/с № 27
  6. Муксимову Милю Юрьевну МАОУ сош № 5
  7. Рязанову Дину Аркадьевну ДДТ г. Бакал
  8. Сажину Елену Александровну МБОУ сош № 9
  9. Танкову Ольгу Аркадьевну МКДОУ д/с № 27
  10. Черемных Ирину Валерьевну МАДОУ д/с № 32
  11. Черепанову Светлану Анатольевну МКДОУ д/с № 10

 Глухова Оксана Владимировна,

 психолог ШК «Вертикаль»,

куратор проекта «Шахматы для общего развития»