Турниры
Шахматный форум
Автор: Маргарита ДегтяреваПросторный зал саткинского шахматного клуба едва вместил всех
желающих – в совещании, проходившем 19 февраля, приняли участие более
80 специалистов шахматного всеобуча из Саткинского, Ашинского районов, Златоустовского городского округа.
Программа, длившаяся почти пять часов, включила в себя большое количество докладов и мастер-классов. Педагоги делились опытом работы с дошкольниками, младшими школьниками, детьми, имеющими особенности в развитии; рассказывали о том, как выстраивается взаимодействие с родителями, администрацией учебного заведения.
Каждое выступление, каждый мастер-класс раскрывал ключевые моменты, способствующие эффективности шахматного процесса.
Амир Гилязов, исполнительный директор ШК «Вертикаль» г. Сатка, Наталья Бугринова, начальник Центра методического и хозяйственного обеспечения г. Златоуст, Лада Титова, методист ШК «Вертикаль» по шахматному образованию, руководитель методического объединения педагогов по шахматам Саткинского района, Лидия Дьяченко, методист Центра методического и хозяйственного обеспечения г. Златоуст и Ольга Кабанова, руководитель методического объединения педагогов по шахматам Ашинского района рассказали о том, как реализуется региональный проект «Шахматный всеобуч» в их муниципальных образованиях. Говорили о том, что получается и радует, а над чем еще стоит поработать.
Во всеобуче шахматы выступают как средство обучения, благодаря которому наиболее полно раскрывается педагогический, творческий, воспитательный потенциал, заложенный в древней и мудрой игре. Такой подход не только способствует повышению продуктивной учебной деятельности, но и имеет огромное значение для личности: через шахматные занятия и уроки можно стимулировать развитие инициативы, активности, трудолюбия, добросовестности, творческого потенциала.
Программа Игоря Сухина «Шахматы – школе», по которой занимаются педагоги в детских садах и школах, представляет собой рационально построенный процесс обучения шахматным азам и позволяет целенаправленно, поэтапно, шаг за шагом развивать у детей фундаментальную способность действовать в уме, включающую в себя как минимум четыре высшие психические функции: память, внимание, воображение, мышление.
В шахматной образовательной деятельности важен творческий подход. Об этом говорили в своих выступлениях педагоги из п. Бердяуш – Марина Гарифуллина (шк. № 66), представившая свои уникальные авторские наработки, и Дмитрий Смелов (шк. № 24), который не так давно работает в проекте, но зарекомендовал себя как хороший, увлеченный специалист. Педагоги выступили дуэтом и совместно провели мастер-класс, на котором помимо занимательных заданий разыграли с участниками совещания поднявшую всем настроение театрализованную шахматную сказку.
Танзиля Каскинова, преподаватель шахмат в школе п. Сулея, рассказала о своем опыте, благодаря которому шахматы прочно вошли в жизни многих семей поселка и стали любимым видом досуга детей и взрослых.
Эту же тему - вовлечение семьи в единое образовательное шахматное пространство - подняла в своем выступлении и Ксения Лоскутова, преподаватель шахмат в школы № 4 г. Сатка. Она рассказала о различных формах работы, используемые в целях укрепления детско-родительских отношений. А придуманная педагогам новая форма - музыкальная пауза на уроке – является очень хорошей находкой – весело, интересно и полезно: никого из собравшихся не оставили равнодушными шахматные частушки в исполнении ее учеников. Кстати, тексты к частушкам придумывали все совместно: и сам педагог, и родители, и дети.
Чем младше ребенок, тем большую часть времени при обучении его шахматам нужно отводить занимательному материалу. Интересные формы работы с детьми – дошкольниками освятили педагоги Центров развития ребенка Галина Репина, (детский сад № 32 г. Сатка) и Елена Коноплева (детский сад № 43 «Солнышко» г. Златоуст), которые очень успешно используют при обучении детей мультимедийные технологии. Педагоги были единодушны в том, что на помощь воспитанникам детских садов в освоении шахматных премудростей должны приходить герои сказок; в обучении необходимо использовать только тот материал, который вызовет положительные эмоции, нужно сочинять стихи, сказочные сюжеты, разгадывать загадки, ребусы, решать шахматные задачи и т.п. Очень хорошо мотивирует детей участие в различных творческих конкурсах.
О своем опыте работы с детьми, имеющими особенности в развитии рассказали Дина Рязанова, психолог г. Сатка и Эльмира Гайнанова, преподаватель по шахматам коррекционной школы - интернат VIII вида г. Сатка. Эта тема на сегодняшний день волнует очень многих педагогов, так как все шире распространяется новая тенденция - в образовательные учреждения внедряются модель инклюзивного образования. Педагоги дали очень ценные рекомендации, которые будут полезны любому педагогу.
Интересный доклад по разработке и использованию опорных схем по обучению шахматам для учащихся первого года обучения представил Александр Дэшко, учитель информатики и ИКТ школы № 35 г. Златоуст.
В заключительной части совещания состоялось подведение итогов. Все участники были едины во мнении, что такие мероприятия необходимо проводить на регулярной основе, так как они очень стимулируют творческий педагогический процесс.
Л.В.Титова, методист по шахматному образованию ШК «Вертикаль».
Фото А. Богачев