Так уж повелось, что сентябрь для преподавателей шахмат – пора  организационных хлопот, время  создания  добротной материальной и методической базы.

7 сентября  педагоги собрались в ШК «Вертикаль» на первый шахматный семинар в этом году. Основная цель мероприятия  – совместно разработать план шахматной работы на новый учебный год, в очередной раз наметить канву шахматного образовательного процесса.

Как помочь ребенку пережить проигрыш в шахматах?

На этот вопрос и ряд других, таких как: как влияет на психику детей повальное увлечение гаджетами – всегда ли это отрицательно? Как мотивировать ребенка на заботу о родителях? Как воспитать у детей любовь к порядку? – отвечает педагог, основатель школы «Апельсин», директор Института Неформального образования INO, известный блогер и отец троих детей Дима Зицер в статье «Не мучайте, ладно?»

Первый вопрос, который возникает у заботливых родителей:  Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам  эта полезная, увлекательная  игра?

Отвечу так: чем раньше, тем лучше! Шахматы – это игра, позволяющая познакомить дошкольников к скорейшему и успешному постижению школьных дисциплин, особенно это касается точных наук

Экспериментально подтверждено, что дети,  вовлеченные в волшебный мир шахмат в детсадовском возрасте, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам, и даже быстрее и качественнее делают домашние задания. Замечено, что  шахматы очень благотворно влияют  на подготовку к школе.

Детсадовская пора когда-то закончится, и на смену детским играм придут серьёзные школьные занятия. 

Есть, как минимум, три причины для занятия шахматами именно в дошкольном возрасте.

  1. Ранний старт оправдан, если мы хотим вырастить из ребёнка чемпиона. Многие великие шахматисты начали постигать азы древней игры довольно рано. Судите сами. Х.Р.Капабланка и А.Карпов познакомились с шахматами в 4 года, Н.Гаприндашвили и Г.Каспаров – в 5 лет, В.смыслов и Б.Спасский – в 6, А.Алёхин и М.Таль – в 7.
  2. Впрочем, не все дети, кого увлечёт шахматная игра, станут чемпионами. Поэтому гораздо важнее вторая причина раннего знакомства с шахматами – желание вырастить гармонично развитую личность. Не случайно охотно проводили за шахматной доской А.Пушкин и М.Лермонтов, И.Тургенев и Л.Толстой.

Игра в шахматы решает сразу несколько задач:

Познавательную: расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы и выяснять закономерности;

развивает изобретательность и творческое мышление. Учит ориентироваться на плоскости.

Воспитательную: вырабатывает целеустремлённость, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребёнок, обучающийся шахматам, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решение, бороться до конца, правильно переживать неудачи.

Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям

Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, усидчивее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

И, конечно же, шахматы   открывают дорогу к творчеству детям некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

И, наконец, шахматы могут составить серьёзную конкуренцию отрицательному воздействию на психику ребёнка компьютерных игр – этому бичу нашей современности, и, что особенно важно, происходит это не путём запретов со стороны взрослых, а вследствие естественного интереса к захватывающей игре.

Уважаемые педагоги шахматных образовательных проектов!

 7 сентября в 15.00 в ШК «Вертикаль» по ул. Пролетарская, 51 (здание школы № 40)  состоится установочный семинар.

Приглашаем к участию!

 

Положение

Со 2 по 4 июня в саткинском филиале ЮУРГУ проходили обучающие курсы кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника "Института стратегии развития образования Российской академии образования" Игоря Георгиевича Сухина. Среди слушателей кроме саткинцев были педагоги из Аши, Сима, Миньяра, Катав-Ивановска, Усть-Катава, Трехгорного, Юрюзани – всего 78 человек.
Автор обучал педагогов технологии проведения шахматных занятий по своему учебно – методическому комплекту «Шахматы – школе». Все три дня курсанты плодотворно работали по 9 часов, и каждому из них приходилось попеременно быть и в роли учителя, наставника, и в роли ученика.
Цель автора – не только познакомить педагогов со своей методикой, но и с оптимальной формой изложения шахматного материала и объяснения шахматных задач, которая позволит увлечь ребенка и будет максимально доступна для детей каждой возрастной группы.
По мнению автора, обучение игре в шахматы – не самоцель. Именно использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в древней игре.
Игорь Георгиевич щедро делился с педагогами своими фишками и уникальными игровыми приемами, наработанными им за многие годы преподавания и показавшими наибольшую эффективность при усвоении детьми шахмат. Стержневым моментом уроков, на его взгляд, должна стать деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

isukhin2
Немаловажным моментом обучения стало то, что автору удалось убрать у педагогов стереотип, что шахматы – это сложно и скучно: если в самом начале обучения в глазах многих курсантов была некая настороженность, читался вопрос: «а осилю ли эту сложную шахматную науку и смогу ли самостоятельно преподать ее детям?», то спустя небольшой отрезок времени все без исключения работали с большим душевным подъемом и внутренней отдачей. И теперь с уверенностью можно сказать, что каждый из побывавших на курсах сумеет проводить интересные и познавательные шахматные уроки в своих школах и детских садах.
После курсов в Сатке автор провел обучение для педагогов Миасса, Снежинска и Чебаркуля (5-7 июня), а также а – Златоуста, Кусы, Копейска и Озерска (8-10 июня).

Л.В.Титова
методист ШК «Вертикаль»

Ozio Gallery made with ❤ by joomla.it

2 июня в Саткинском филиале ЮУрГУ стартуют авторские курсы Игоря Сухина – автора учебника по «Шахматному всеобучу»– образовательной программе, которая не первый год успешно реализуется в нашем городе.

Игорь Георгиевич – старший научный сотрудник «Института стратегии развития образования Российской академии образования», кандидат педагогических наук. С 1 сентября в Челябинской области будет запущен проект «Шахматный всеобуч». В рамках подготовки к этой масштабной работе Игорь Сухин проведёт курсы обучения для педагогов из Ашинского района, Катав-Ивановска, Усть-Катава, Трехгорного, Миасса, Златоуста, Чебаркуля, Кусы и Копейска. В 2011 году  он уже проводил курсы в нашем городе для саткинских педагогов.

После визита в Сатку Игорь Сухин поделился в сети Интернет мнением об увиденном в «шахматной столице» региона:

– Впечатления сильнейшие. Сатка – райский уголок земли, город среди величественных гор, утопающий в зелени. На курсах «Шахматы как инновационный и здоровьесберегающий учебный предмет в начальной школе: Первый год обучения» было более полусотни слушателей, из них примерно 45% – учителя начальных классов, 45% – воспитатели детских садов, 10% – учителя-предметники и ПДО. Все они занимались очень старательно, творчески. Были созданы во всех отношениях идеальные условия для работы и отдыха, поэтому всё прошло чудесно. Сатка ещё раз подтвердила, что ныне этот город – в числе явных городов-лидеров шахматного образования.

Саткинский рабочий

Информация о Сухине Игоре Георгиевиче, Москва
Старший научный сотрудник "Института стратегии развития образования Российской академии образования", кандидат педагогических наук, Почетный работник общего образования РФ, член Союза писателей России, профессор академии ГАСИС, лауреат Фонда Первого Президента Республики Саха "Во славу и пользу республики" (2012), лауреат Премии Ю.И.Коваля (2009), кандидат в мастера по шахматам (чемпион клуба "Спартак" Москва, 1977), автор Федерального курса "Шахматы – школе", автор более ста книг для учителей, родителей и детей, изданных в России, Испании, Турции, Германии и США суммарным тиражом около 2 млн. экземпляров (работы получили Рекомендацию Министерства образования РФ и Шахматной федерации США), руководитель Интернет-проектов "Занимательные и методические материалы…" – http://suhin.narod.ru и "Сайт Шахматного всеобуча" – http://chess555.narod.ru. Тематика книг: шахматные учебники и пособия для начальной школы, детей 2-6 лет, занимательная математика, игры с буквами и словами, различные затеи для детей, литературные тесты, викторины и др. Тел.: 8-499-966-79-48. Е-мейл: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Все книги Игоря Георгиевича Сухина – http://suhin.narod.ru/publ.htm
Избранные книги И.Г.Сухина:

Со 2 по 10 июня автор УМК «Шахматы – школе» Игорь Сухин
будет обучать педагогов Магнитогорска, Миасса, Чебаркуля, Златоуста, Снежинска, Озерска, Трехгорного, Аши, Усть – Катава, Катав-Ивановска, Сима, Миньяра, Аши, Кусы, Копейска технологии проведения шахматных уроков.
Всплеск интереса к шахматному всеобучу на Южном Урале возник после визита в муниципальные образования области рабочей группы регионального проекта партии «Единая Россия» «Шахматный всеобуч».
Задача, стоявшая перед рабочей группой, в составе которой начальник Управления образования Саткинского муниципального района Елена Баранова, президент ШК «Вертикаль» Владимир Горбунов, исполнительный директор ШК «Вертикаль» Амир Гилязов, методист ШК «Вертикаль» Лада Титова – ознакомить соседей с системой обучения шахматам, выстроенной в Саткинском районе и вызвать желание, взяв опыт Сатки на вооружение, проводить на регулярной основе шахматные уроки в своих детских садах и школах. Результат рабочих визитов – вступление всех 11 муниципальных образований области в проект «Шахматный всеобуч» с 1 сентября этого учебного года.
В настоящий момент на местах определены педагоги, желающие преподавать шахматы детям. Они уже освоили основы шахматной игры под руководством тренеров – каждый на своей территории, и теперь ожидают второго этапа обучения – освоения технологии развития способности действовать в уме с использованием шахматного материала.
Так как педагогов, желающих посетить курсы Игоря Георгиевича, много – порядка 260, то было решено, что обучение будет проходить в трех территориальных центрах : со 2 по 4 июня в Сатке, где к саткинским преподавателям добавятся педагоги из соседних районов – Ашинского Катав-Ивановского, а также Усть-Катавского и Трехгорного городских округов; с 5 по 7 июня автор будет работать с педагогами Миасса, а с 8 по 10 июня проводить обучающие курсы для педагогов Златоуста и близлежащих к городу поселений. По окончании курсов каждый педагог получит сертификат, дающий ему право на преподавание шахматной деятельности в образовательном учреждении.

Игорь Сухин проводит обучающие курсы для педагогов Сатки, 2011 год

Игорь Сухин проводит обучающие курсы для педагогов Сатки, 2011 год

Пожалуй, самой главной шахматной победой саткинского всеобуча в этом году можно считать старт общеобразовательных шахматных программ по примеру Сатки в 11 муниципальных образованиях Челябинской области, который состоится с 1 сентября.
То, что опыт саткинских педагогов решили перенять коллеги из Магнитогорска, Миасса, Чебаркуля, Златоуста, Снежинска, Озерска, Трехгорного, Ашинского, Усть –Катавского , Катав-Ивановского, Ашинского, Кусинского, Копейского районов , это неслучайно: в Сатке шахматную дисциплину преподают детям уже более 12 лет.
Проект «Шахматный всеобуч» стартовал здесь в конце далекого 2003 года. Тогда перед ШК «Вертикаль» стоял целый ряд вопросов, которые необходимо было решать: программы, кадровая подготовка учителей – преподавателей по шахматам, создание материально-технической базы.. К новому делу присматривались, находились ите. Кто не верил в успех. Проводилась большая разъяснительная работы о пользе шахмат, о нужности всего задуманного с директорами школ, педагогами, родительским сообществом. Прошло время, и шахматные уроки полюбились детям, родителям и, что очень важно, педагогам. На сегодняшний день шахматной науке обучают детей во всех школах и 26 детских садах. Всего за годы существования проекта шахматным азам обучено свыше 17 тысяч юных жителей Саткинского района.
Со временем саткинским специалистам удалось выстроить свою эффективную систему обучения шахматам. Шахматы здесь рассматриваются не как игра в чистом виде, а в первую очередь как инструмент для развития ребенка. Работа ведется на основе УМК «Шахматы – школе» Игоря Георгиевича Сухина – кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника Института стратегии развития образования Российской академии образования г. Москвы.