Более 30 педагогов Златоустовского городского округа приняли участие в выездном совещании педагогов, участвующих в реализации регионального партийного проекта «Шахматный всеобуч», который состоялся в Сатке 25 ноября.

Это уже второе крупное мероприятие в этом учебном году, на котором саткинские специалисты всеобуча делятся своими наработками с коллегами из других территорий Челябинской области. Первое, прошедшее месяц назад, собрало 56 преподавателей со всех 13-ти территорий Челябинской области, реализующих партийный проект.

Повторное мероприятие организаторы – Управление образования Саткинского района и городской клуб «Вертикаль» – решили провести по большой просьбе Управления образования г. Златоуст. На сегодняшний день это город – лидер среди территорий области как по количеству детей, участвующих в реализации проекта: общий охват составляет 5320 чел., так и по количеству педагогов – шахматным азам ребят обучает свыше 70 человек.

По отзывам участников, то, что они увидели в Сатке, превзошло их ожидания. Им было представлено богатое разнообразие методов и приемов, направленных на концентрацию внимания детей на протяжении всего урока и самое главное – они увидели, как сложную шахматную науку можно преподносить на максимально простом и понятном детям языке – через занимательные шахматные игры, сказки, задания и головоломки.

– Как оказалось, повторение темы о происхождении шахмат и базовых шахматных понятий – горизонталь, вертикаль, диагональ можно провести в форме увлекательной игры «Что? Где? Когда?», которую нам блестяще продемонстрировала преподаватель детского сада № 40 Екатерина Лоскутова, - делится впечатлениями учитель начальных классов школы № 21 Любовь Антиманюк. - Очень интересной для всех нас оказалась подача материала учителем школы № 40 Ильей Хайбуллиным: очень свежо, креативно, современно. Много интересных и занимательных приемов мы переняли и у второго педагога, показывающего открытый урок – Евгении Абдрахмановой, а также почерпнули ценные рекомендации по проведению шахматных уроков у методиста шахматного клуба.

– Я бы хотела сказать несколько слов в целом о вашем городе и о его жителях. Я не первый раз езжу в ваш город. На областные соревнования ездили к вам в СК «Магнезит» по рукопашному бою весной. Понравилась организация соревнований, участники и просто жители, которые пришли поболеть за свой клуб и не только. И в этот раз мне очень понравилось всё: дети, педагоги, как организовано всё чётко, всё вовремя, насыщенная программа ну и, конечно же, обед))), – отмечает педагог МАУ СОШ № 8 Анна Шепелева. – Люди в вашем городе как будто добрее, приветливее,открытее, доброжелательнее, чем в других городах. Очень дружеское отношение у вас к приезжим. А ещё у вас очень чистый город! Спасибо за замечательную и познавательную поездку!

– Хочу выразить большую благодарность организаторам, которые пошли нам навстречу и не пожалели времени и сил для проведения такого замечательного и, несомненно, полезного мероприятия для наших педагогов, – говорит методист Центра методического и хозяйственного обеспечения Златоуста Лидия Дьяченко.

Лада Титова,
методист ШК «Вертикаль»,
куратор регионального партийного проекта
«Шахматный всеобуч»

27 октября в Сатке состоялось выездное совещание педагогов Челябинской области, в котором приняли участие 56 педагогов из 13 муниципальных образований Челябинской области, которые с сентября этого года вступили в региональный партийный проект «Шахматный всеобуч».
Судя по отзывам участников, организаторы мероприятия – Управление образования Саткинского района и ШК «Вертикаль», на базе которого создан региональный методический центр – с поставленной перед собой задачей – всесторонне ознакомить гостей с шахматной образовательной деятельностью в школах и детских садах Саткинского района и передать накопленный за многие годы опыт работы – справились на «отлично»: приехавшие педагоги высоко оценили открытые уроки саткинских специалистов по всеобучу – М.Ю.Муксимовой (школа №5), С.Г.Белоноговой (д/с №46), а также мастер-классы, которые показали М.Л.Григорьева (школа №10) и Г.Н.Репина (д/с №32).
Содержательными и полезными для приезжих гостей были и доклады, с которыми выступили начальник Управления образования Е.Ю.Баранова, методист ШК «Вертикаль» и куратор регионального проекта Л.В.Титова, психолог ШК «Вертикаль» О.В.Глухова. Следующую такую встречу планируется провести во второй половине учебного года; скорее всего, она пройдет уже в формате педагогического форума.

6 октября в Законодательном Собрании Челябинской области состоялся очередной Координационный Совет по Партийному проекту «Шахматный всеобуч», в котором приняли участие координатор проекта – Член совета Федерации Федерального собрания РФ Олег Владимирович Цепкин, руководитель проекта – депутат Законодательного Собрания Челябинской области Владимир Васильевич Горбунов, председатель Собрания депутатов Саткинского муниципального района Николай Павлович Бурматов, представители областных Министерств – начальник управления воспитания, дополнительного образования и социализации обучающихся Министерства образования и науки Ирина Викторовна Анфалова, начальник управления спорта Министерства спорта Евгений Михайлович Шестаков, методист по начальному школьному и дошкольному шахматному образованию ШК «Вертикаль» г. Сатка, куратор регионального проекта Лада Владимировна Титова, помощник Совета Федерации по работе в Челябинской области Екатерина Валентиновна Попова.

Так уж повелось, что сентябрь для преподавателей шахмат – пора  организационных хлопот, время  создания  добротной материальной и методической базы.

7 сентября  педагоги собрались в ШК «Вертикаль» на первый шахматный семинар в этом году. Основная цель мероприятия  – совместно разработать план шахматной работы на новый учебный год, в очередной раз наметить канву шахматного образовательного процесса.

Как помочь ребенку пережить проигрыш в шахматах?

На этот вопрос и ряд других, таких как: как влияет на психику детей повальное увлечение гаджетами – всегда ли это отрицательно? Как мотивировать ребенка на заботу о родителях? Как воспитать у детей любовь к порядку? – отвечает педагог, основатель школы «Апельсин», директор Института Неформального образования INO, известный блогер и отец троих детей Дима Зицер в статье «Не мучайте, ладно?»

Первый вопрос, который возникает у заботливых родителей:  Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам  эта полезная, увлекательная  игра?

Отвечу так: чем раньше, тем лучше! Шахматы – это игра, позволяющая познакомить дошкольников к скорейшему и успешному постижению школьных дисциплин, особенно это касается точных наук

Экспериментально подтверждено, что дети,  вовлеченные в волшебный мир шахмат в детсадовском возрасте, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам, и даже быстрее и качественнее делают домашние задания. Замечено, что  шахматы очень благотворно влияют  на подготовку к школе.

Детсадовская пора когда-то закончится, и на смену детским играм придут серьёзные школьные занятия. 

Есть, как минимум, три причины для занятия шахматами именно в дошкольном возрасте.

  1. Ранний старт оправдан, если мы хотим вырастить из ребёнка чемпиона. Многие великие шахматисты начали постигать азы древней игры довольно рано. Судите сами. Х.Р.Капабланка и А.Карпов познакомились с шахматами в 4 года, Н.Гаприндашвили и Г.Каспаров – в 5 лет, В.смыслов и Б.Спасский – в 6, А.Алёхин и М.Таль – в 7.
  2. Впрочем, не все дети, кого увлечёт шахматная игра, станут чемпионами. Поэтому гораздо важнее вторая причина раннего знакомства с шахматами – желание вырастить гармонично развитую личность. Не случайно охотно проводили за шахматной доской А.Пушкин и М.Лермонтов, И.Тургенев и Л.Толстой.

Игра в шахматы решает сразу несколько задач:

Познавательную: расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы и выяснять закономерности;

развивает изобретательность и творческое мышление. Учит ориентироваться на плоскости.

Воспитательную: вырабатывает целеустремлённость, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребёнок, обучающийся шахматам, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решение, бороться до конца, правильно переживать неудачи.

Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям

Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, усидчивее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

И, конечно же, шахматы   открывают дорогу к творчеству детям некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

И, наконец, шахматы могут составить серьёзную конкуренцию отрицательному воздействию на психику ребёнка компьютерных игр – этому бичу нашей современности, и, что особенно важно, происходит это не путём запретов со стороны взрослых, а вследствие естественного интереса к захватывающей игре.

Уважаемые педагоги шахматных образовательных проектов!

 7 сентября в 15.00 в ШК «Вертикаль» по ул. Пролетарская, 51 (здание школы № 40)  состоится установочный семинар.

Приглашаем к участию!

 

Положение

Со 2 по 4 июня в саткинском филиале ЮУРГУ проходили обучающие курсы кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника "Института стратегии развития образования Российской академии образования" Игоря Георгиевича Сухина. Среди слушателей кроме саткинцев были педагоги из Аши, Сима, Миньяра, Катав-Ивановска, Усть-Катава, Трехгорного, Юрюзани – всего 78 человек.
Автор обучал педагогов технологии проведения шахматных занятий по своему учебно – методическому комплекту «Шахматы – школе». Все три дня курсанты плодотворно работали по 9 часов, и каждому из них приходилось попеременно быть и в роли учителя, наставника, и в роли ученика.
Цель автора – не только познакомить педагогов со своей методикой, но и с оптимальной формой изложения шахматного материала и объяснения шахматных задач, которая позволит увлечь ребенка и будет максимально доступна для детей каждой возрастной группы.
По мнению автора, обучение игре в шахматы – не самоцель. Именно использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в древней игре.
Игорь Георгиевич щедро делился с педагогами своими фишками и уникальными игровыми приемами, наработанными им за многие годы преподавания и показавшими наибольшую эффективность при усвоении детьми шахмат. Стержневым моментом уроков, на его взгляд, должна стать деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

isukhin2
Немаловажным моментом обучения стало то, что автору удалось убрать у педагогов стереотип, что шахматы – это сложно и скучно: если в самом начале обучения в глазах многих курсантов была некая настороженность, читался вопрос: «а осилю ли эту сложную шахматную науку и смогу ли самостоятельно преподать ее детям?», то спустя небольшой отрезок времени все без исключения работали с большим душевным подъемом и внутренней отдачей. И теперь с уверенностью можно сказать, что каждый из побывавших на курсах сумеет проводить интересные и познавательные шахматные уроки в своих школах и детских садах.
После курсов в Сатке автор провел обучение для педагогов Миасса, Снежинска и Чебаркуля (5-7 июня), а также а – Златоуста, Кусы, Копейска и Озерска (8-10 июня).

Л.В.Титова
методист ШК «Вертикаль»

Ozio Gallery made with ❤ by joomla.it

2 июня в Саткинском филиале ЮУрГУ стартуют авторские курсы Игоря Сухина – автора учебника по «Шахматному всеобучу»– образовательной программе, которая не первый год успешно реализуется в нашем городе.

Игорь Георгиевич – старший научный сотрудник «Института стратегии развития образования Российской академии образования», кандидат педагогических наук. С 1 сентября в Челябинской области будет запущен проект «Шахматный всеобуч». В рамках подготовки к этой масштабной работе Игорь Сухин проведёт курсы обучения для педагогов из Ашинского района, Катав-Ивановска, Усть-Катава, Трехгорного, Миасса, Златоуста, Чебаркуля, Кусы и Копейска. В 2011 году  он уже проводил курсы в нашем городе для саткинских педагогов.

После визита в Сатку Игорь Сухин поделился в сети Интернет мнением об увиденном в «шахматной столице» региона:

– Впечатления сильнейшие. Сатка – райский уголок земли, город среди величественных гор, утопающий в зелени. На курсах «Шахматы как инновационный и здоровьесберегающий учебный предмет в начальной школе: Первый год обучения» было более полусотни слушателей, из них примерно 45% – учителя начальных классов, 45% – воспитатели детских садов, 10% – учителя-предметники и ПДО. Все они занимались очень старательно, творчески. Были созданы во всех отношениях идеальные условия для работы и отдыха, поэтому всё прошло чудесно. Сатка ещё раз подтвердила, что ныне этот город – в числе явных городов-лидеров шахматного образования.

Саткинский рабочий