План работы по шахматному образовательному проекту

Сентябрь-декабрь 2008 г.
1. Составление плана работы по всеобучу в детских садах и школах, решение организационных вопросов и вопросов с инвентарем (1-30 сентября).
2. Установочный семинар для преподавателей (11 сентября).
3. Обучающий семинар для новичков «Основы шахматной игры» (12-26 сентября). По окончании семинара - сдача зачета.
4. Занятия по всеобучу - 2 часа в неделю (с 1 октября по 15 мая).
5. Кубок школ Сатки по шахматам с участием школ №№ 5, 10, 11, 13, 14 и 40 ( 1-8 октября).

Январь - май 2009 г.
6. Круглый стол с участием методиста ШК «Вертикаль», методиста МУ «Общее образование», тренера ШК «Вертикаль» и преподавателей всеобуча на тему «Ход реализации проекта "Шахматный всеобуч"». Трудности, с которыми сталкивается преподаватель при обучении детей шахматам» (конец января).
7. Участие воспитанников детских садов и учащихся 1-х классов в первенстве города среди детей до 8 лет (31 января, 1,7,8 февраля).
8. Открытый урок в детском саду № 46 (преподаватель шахмат Белоногова Светлана Геннадьевна) - начало февраля.
9. Открытый урок по шахматам в школе № 40 (преподаватель Цепилова Елена Тимофеевна) - начало февраля.
10. Семинар для преподавателей всеобуча. Проводит тренер высшей категории А.К. Щетинин (конец марта).
11. Конкурс на лучшую фотографию на тему шахмат - ШК «Вертикаль», (1-28 февраля).
12. Конкурс поделок, рисунков и стихотворений на шахматную тему - в два этапа: первый этап - отборочный, внутришкольный (1-14 февраля); второй этап - среди лучших работ (с 15 февраля по 1 марта в ШК «Вертикаль»). Награждение победителей состоится на праздничном турнире, посвященном международному женскому дню.
13. Участие педагогов в турнире, посвященном дню 8 марта. Праздничное чаепитие.
14. Организация выставки лучших шахматных работ, оформление стенда с рисунками, фотовыставки (1-14 марта, ШК «Вертикаль»).
15. Смотр-конкурс шахматных уголков (1-30 апреля).
16. Участие воспитанников детских садов и учащихся начальных классов в первенстве города среди детей до 8 лет (начало апреля).
17. Турнир среди школ и детских садов - участников шахматного всеобуча, личный и командный (середина - конец апреля).
18. Товарищеские встречи среди воспитанников детских садов и учащихся начальных классов, сеансы одновременной игры (май).
19. Шахматный Бал (конец мая).

В течение всего учебного года методист и тренер ШК «Вертикаль» посещают шахматные занятия в детских садах и школах с целью оказания методической помощи.

22 января участники проекта встретились за круглым столом
На обсуждение были вынесены вопросы, касающиеся хода реализации проекта. Собравшиеся высказывались по организационно-финансовым вопросам, программе и методике преподавания шахматных уроков; педагоги рассказывали о трудностях, с которыми они сталкиваются в процессе обучения шахматам. Одной из проблем всеобуча на данный момент является то, что оплата учителям за проведение шахматных занятий напрямую зависит от позиции на местах, от отношения администрации конкретной школы к шахматам. Вот и получается, что во всех школах зарплата разная.
Отмечено, что все проблемы, высказанные педагогами на семинаре, разрешимы, все взяты на заметку, над каждой будет работа. В целом же ситуация с всеобучем складывается положительная. В этом году шахматы введены в сетку занятий в 23 школах и 20 детских садах. Процесс идет успешно, самое главное, что есть интерес к работе у учителей и у их воспитанников соответственно. В ближайшее время планируется проведение открытых занятий в школе № 40 и детском саду № 46, где педагоги, стоящие у самых истоков всеобуча, поделятся опытом с коллегами. Также с 1 февраля начнутся смотры-конкурсы (см. приложения).

Приложение № 1

Положение «О смотре-конкурсе на лучшую поделку, рисунок, стихотворение на шахматную тему»

1. Цели и задачи.
Популяризация шахмат среди учащихся общеобразовательных учреждений и воспитанников дошкольных учреждений города и района. Развитие творческого потенциала детей, организация их досуговой деятельности.
2. Организация и руководство. 
Организация и руководство смотра-конкурса возлагается на шахматный клуб «Вертикаль».
3. Состав и условие участия. 
Учащиеся школ и воспитанники детских садов, участвующие в проектах «Шахматный всеобуч» и «Шахматы для общего развития», их родители, преподаватели и тренера по шахматам.
4. Сроки и место проведения:
Конкурс проводится в два этапа: 1 этап - отборочный, внутришкольный. Проводится с 1 по 20 февраля 2009 г. 2 этап - конкурс среди лучших работ. Проводится в шахматном клубе «Вертикаль» с 20 февраля по 1 марта 2009 г.
5. Критерии оценки:
- творческий подход и оригинальность оформления;
- качество исполнения.
6. Определение победителей и награждение. 
Победители будут определяться среди отдельных групп и индивидуально по номинациям:
- лучшее стихотворение на шахматную тематику;
- лучшая поделка на шахматную тематику;
- лучший рисунок на шахматную тематику. Победители награждаются дипломами и ценными подарками. Награждение состоится на новогоднем шахматном блицтурнире.
7. Организация, финансирование конкурса. 
Расходы по организации, рекламе и награждению участников несет ШК «Вертикаль.

Приложение № 2

Положение «О конкурсе на лучшую фотографию на шахматную тему»

1. Цели и задачи. 
Популяризация шахмат среди учащихся общеобразовательных учреждений и воспитанников дошкольных учреждений города и района.
2. Организация и руководство. 
Организация и руководство смотра-конкурса возлагается на ШК «Вертикаль»
3. Состав и условие участия. 
Участники проектов «Шахматный всеобуч» и «Шахматы для общего развития»
4. Сроки и место проведения:
Конкурс проводится с 1 по 28 февраля в шахматном клубе «Вертикаль».
5. Критерии оценки:
- творческий подход и оригинальность замысла;
- качество исполнения.
6. Определение победителей и награждение. 
Победители будут определяться среди отдельных групп и индивидуально. Победители награждаются дипломами и ценными подарками. Лучшие работы будут размещены на стенде в ШК «Вертикаль».
7. Организация, финансирование конкурса. 
Расходы по организации, рекламе и награждению участников несет ШК «Вертикаль».

Приложение № 3

Положение «О смотре-конкурсе на лучшее оформление шахматного уголка»

1. Цели и задачи. 
Популяризация шахмат среди учащихся общеобразовательных учреждений и воспитанников дошкольных учреждений города и района.
2. Организация и руководство. 
Организация и руководство возлагается на шахматный клуб «Вертикаль».
3. Состав и условие участия.
В конкурсе принимают участие тренеры по шахматам и участники проектов «Шахматный всеобуч» и «Шахматы для общего развития».
4. Сроки:
Конкурс проводится с 1 по 30 апреля 2009 года.
5. Критерии оценки:
1. Эстетичность оформления.
2. Информативность - освещение шахматной жизни в группе, классе, важнейших шахматных событий в стране и за рубежом.
3. Отражение достижений юных шахматистов в любой форме: размещение на стенде почетных грамот, поздравлений победителям и т.д.
4. Полезная информация для родителей - статьи из газет, советы и рекомендации специалистов.
5. Постоянное обновление.
6. Определение победителей и награждение.
Победители будут определяться среди преподавателей, отдельных групп и индивидуально. Победители конкурса награждаются дипломами и ценными подарками.
7. Организация, финансирование конкурса.
Расходы по организации, рекламе и награждению участников несет ШК «Вертикаль».

10 и 12 февраля в МОУ СОШ № 40 и детского сада № 46 состоялись открытые занятия по шахматам.

Педагоги Цепилова Елена Тимофеевна и Белоногова Светлана Геннадьевна делились с коллегами опытом своей работы. Оба педагога используют методические разработки Игоря Сухина.

Анализ открытого занятия в МОУ СОШ № 40 10 февраля 2009 г.
Преподаватель шахмат - Цепилова Елена Тимофеевна.
Тема урока: «Ценность шахматных фигур. Выигрыш ферзя».
Цели урока, поставленные учителем:
1. Привить интерес к шахматам. 
2. Учиться играть и выигрывать.
3. Формировать способность действовать в уме.
4. Развивать память.
Длительность урока: 40 минут.
Схема урока:
1. Опрос и теория - 10 минут. 
2. Практическая часть.
Используемый инвентарь:
1. Интерактивная доска.
2. Демонстрационная шахматная доска.
3. Настольные шахматные доски с фигурами.
Раздаточный материал - диаграммы для каждого ученика.

Занятие построено методически грамотно. В самом начале урока учитель провела краткий опрос по пройденному материалу и познакомила учеников с новыми понятиями. Материал излагался просто, доступно, без наукообразности, внимание детей не рассеивалось. Преподаватель использовала разнообразные методы и приемы. Урок построен в игровой форме, в большом многообразии были использованы шуточные вопросы, загадки. Применялись задачи различной степени сложности. Учитель руководствовалась принципом: от простого к сложному. Шахматные задания совмещались с математическими.
Атмосфера на уроке - легкая, непринужденная. Дети вели себя раскованно, активно отвечали на все поставленные вопросы, и, что немаловажно, не боялись признать свои ошибки.
После теории дети разбились на две команды и провели соревнование. Дополнительным стимулом для ребят стало и то, что к судейству был привлечен более старший по возрасту мальчик, шахматист. После турнира дети были награждены грамотами за 1 и 2 место, что также психологически верно: проигравших не было.
После урока состоялся обмен мнения между присутствующими на уроке преподавателями шахмат из школ Саткинского района.

Анализ открытого занятия в МДОУ № 46 12 февраля 2009 г.
Преподаватель шахмат - Белоногова Светлана Геннадьевна. 
Тема занятия: «Обобщение пройденного материала». 
Цели занятия:
1. Приобщение к игре в шахматы. 
2. Развитие внимания, памяти. 
3. Нравственное воспитание. 
Длительность занятия: 35 минут. 
Схема занятия:
1. Краткий опрос. 
2. Практическая часть. 
Используемый инвентарь:
1. Демонстрационная доска
2. Настольные шахматные доски с фигурами
3. Дидактический материал

Занятие было построено методически грамотно. Не более 10 минут ушло на повторение пройденного материала, краткого опроса в игровой форме. Большая часть занятия была отведена практике (шахматной игре).
Преподаватель широко использовала самые разнообразные игровые приемы («Волшебный мешочек», «Найди ошибку», «Переставь фигуры», «Шахматное лото», «Ожившие фигуры» и др.).
На протяжении всего занятия внимание детей было устойчивым. В поле зрения педагога находился каждый ребенок. При проведении шахматных партий преподаватель внимательно следила за ходом каждого ребенка, в случае необходимости корректировала; постоянно хвалила, подбадривала. Шахматные задачи совмещались с математическими. Использовались задания различной степени сложности по принципу: от простого к сложному.
Атмосфера на занятии царила легкая, спокойная, доброжелательная. Преподаватель при объяснении материала использовала простые, лишенные всякой наукообразности слова, давала четкие, доступные пониманию детей указания. Воспитанники активно и, самое главное, с огромным желанием отвечали на все поставленные вопросы и, что также немаловажно, радовались успехам товарищей.
Необходимо отметить, что вся обстановка в шахматном уголке направлена на развитие интереса ребенка к древней интеллектуальной игре.
После занятия состоялся обмен мнениями между присутствующими на открытом мероприятии преподавателями шахмат из детских садов Саткинского района.

 

1. Установочный семинар для преподавателей всеобуча в детских садах и школах.
2. Обучающий семинар для преподавателей, участвующих во всеобуче первый год.
3. Открытое занятие в МДОУ № 34 (преподаватель шахмат Гафарова Людмила Владимировна).
4. Открытый урок в МОУ СОШ №5 (преподаватель шахмат Муксимова Миля Юрьевна).
5. Смотр-конкурс на лучшую поделку, рисунок и стихотворение на шахматную тему.
6. Круглый стол. Обсуждение хода реализации шахматного всеобуча (положительные моменты, трудности, с которыми сталкиваются преподаватели и т.д.).
7. Двухдневный семинар «Методы и приемы преподавания шахмат детям» (обучение проводил тренер шахматной школы г. Челябинска А.К.Щетинин).
8. Участие воспитанников детских садов и учащихся первых классов (участников всеобуча) в первенстве района по шахматам среди детей до 8 лет.
9. Участие победителей районного первенства в первенстве УРФО по шахматам среди детей до 8 лет.

С марта по июнь 2008 г. для участников проекта «Шахматный всеобуч» будут проводиться следующие мероприятия:
1. Участие преподавателей всеобуча в турнире, посвященном Дню 8 марта.
2. Командное первенство школ и детских садов района среди участников проекта.
3. Смотр-конкурс на лучшее оформление шахматного уголка.
4. Шахматный Бал, где каждому участнику проекта будет вручаться сертификат.
5. Летний шахматный заезд в ДОЛ им. Лаптева и «Уралец».

Итоги конкурса поделок, рисунков и стихотворений на шахматную тему

С 20 ноября по 20 декабря в шахматном клубе проходил конкурс творческих работ на шахматную тему среди школ и детских садов, участвующих в проекте «Шахматный всеобуч». Творческих работ в этот раз было настолько много, что стоило большого труда определить победителей. Итак, имена призеров.

В конкурсе поделок среди школ:
Первое
место поделили школы № 9 (преподаватель шахмат Цветкова Роза Федоровна) и № 5 (преподаватель шахмат Муксимова Миля Юрьевна).
Второе
место поделили школы № 13 (Юрина Марина Владимировна) и № 14 (Шехметова Лилия Николаевна).
Третье
место заняла школа пос. Сулея (Мухаметханова Марина Павловна).

Среди дошкольных учреждений:
На первом месте детские сады № 16 Бакала (Волкова Лариса Вениаминовна) и № 10 (Черепанова Светлана Анатольевна).
На втором месте детский сад №24 пос. Межевой (Кутлыева Инна Валерьевна) и детский сад № 22 пос. Сулея (Набиева Гульнара Сабитовна).
Третье
место поделили детский сад № 34 (Гафарова Людмила Владимировна) и № 42 (Южакова Юлия Анатольевна).

За творческий подход к исполнению поделки награждена Курочкина Валя, ученица школы № 40.

В конкурсе стихотворений 3 победителя - Строева Анюта (шк. № 9), Алена Гладилина (шк. № 14) и Никита Морозов (шк. № 24 пос. Бердяуш).

В конкурсе рисунков победу одержал Шерстобитов Дима (шк. пос. Сулея).

А самыми активными участниками конкурсов поделок, стихов и рисунков признаны 3 «А» и 1 «А» классы школы № 4.

Также за участие в конкурсе были отмечены: МОУ СОШ №1 и № 10, МДОУ № 33, № 37, № 26, № , № 3, № 8.

Открытое занятие по шахматам в детском саду

19 декабря преподаватель МДОУ № 34 Л.В. Гафарова давала открытый урок по всеобучу.
Присутствующим педагогам было показано срезовое занятие, где ребята демонстрировали свои шахматные знания, полученные в этом году.

Занятие было настолько занимательным, что пролетело, как один миг. В легкой и непринужденной обстановке ребята наперебой рассказывали о шахматной доске, перечисляли фигуры, отгадывали загадки, участвовали в веселой шахматной эстафете, а под конец занятия сражались в шахматных поединках - преподаватель, взяв за основу методику И. Сухина, щедро дополнила ее своими собственными наработками. А их у Людмилы Владимировны много - педагог стояла у самых истоков саткинского шахматного всеобуча в детских садах. Ее воспитанники несколько лет подряд занимают первые места в первенстве района среди детских садов. Своим богатым опытом она и поделилась в этот раз со своими коллегами.

Семинар А.К.Щетинина

Два дня, 8 и 9 января, длился обучающий семинар для преподавателей всеобуча. Проводил его известный тренер из Челябинска Александр Щетинин. Стаж преподавания шахмат детям у Александра Константиновича внушительный - более тридцати лет. Его первым ученикам уже давно перевалило за сорок. И хотя многие из них не стали профессиональными шахматистами, но, как признается тренер, на всю жизнь сохранили интерес к шахматам.

О том, как прошел семинар, красноречиво рассказывают отзывы преподавателей:

«Мы даже не заметили, как семинар подошел к концу, настолько было увлекательно. Лично я как новичок в шахматах получила очень много полезной и интересной для себя информации, уже не терпится передать ее своим воспитанникам...»
«Я уже не в первый раз посещаю семинар Щетинина - впервые он приезжал в Сатку года два назад. Программа примерно та же, но, не скрою, было очень интересно. Такие мероприятия, несомненно, нужны всем преподавателям всеобуча, особенно новичкам, ведь вся информация, полученная на семинаре, очень поможет в дальнейшей работе».
«Очень понравился стиль общения тренера. С первых же минут расположил к себе, в аудитории сразу же создалась такая непринужденная обстановка...»
«Особенно понравилось то, что после первого дня теории мы перешли к практике - проводили между собой самые разнообразные турниры, теперь я знаю, как еще больше заинтересовать моих ребятишек шахматами...»
«Такие семинары, конечно же, нужны. Во-первых, есть возможность лишний раз встретиться с коллегами - в первый день семинара, пока ожидали тренера, мы провели круглый стол с методистом шахматного клуба, где обсудили различные вопросы, каждый из нас рассказал о своих трудностях и проблемах. Учителя, которые работают не первый год, поделились с начинающими своим опытом. Во-вторых, сам семинар. Очень нужный и полезный. Так много познавательного - и теория, и практика. Очень понравилось».
«Побольше бы таких встреч - лично я получила огромный заряд энергии, море впечатлений. Александр Константинович нас просто очаровал - разносторонний и очень эрудированный человек, прекрасный собеседник. Ответил на все интересующие нас вопросы».
«Все занятия Щетинина направлены на улучшение знаний преподавателей, на их умение организовывать турниры, а также на то, как заинтересовать ребенка в процессе обучения. Считаю, что такие семинары не только полезны для всех учителей всеобуча, но и необходимы».

Прошел турнир для преподавателей шахматного всеобуча

Преподаватели шахмат школ № 5, № 14, № 40, № 9, № 66 и Айлино, а также детских садов № 26, № 42, № 46, № 48, № 22 (Сулея), № 16 (Бакал), № 37(Бакал) демонстрировали свое шахматное мастерство в турнире, посвященному дню 8 марта.
Соревнование проходило по швейцарской системе в пять туров. В результате на первом месте Елена Тимофеевна Цепилова - (преподаватель шахмат шк. № 40), на втором - Миля Юрьевна Муксимова (шк. № 5), на третьем - Альфия Нигмойзяновна Галимова (шк. № 14).

 

<p><span style="font-size: 12pt;">Проект &laquo;Шахматный всеобуч&raquo; стартовал в Сатке в конце 2003 года. Он заключается в приобщении к игре в шахматы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Идея создания проекта, принадлежащая шахматному клубу &laquo;Вертикаль&raquo;, получила поддержку Управления образования Саткинского муниципального района. Финансирование проекта осуществляется в рамках социальных программ, проводимых Группой Магнезит.</span>
</p>
<p><span style="font-size: 12pt;">Год от года всеобуч развивается все более динамично - на первом этапе в проект было вовлечено 450 детей, к осени 2004 г. в шахматном всеобуче участвовало уже более полутора тысяч детей; на сегодняшний день шахматы введены в сетку занятий в 20 детских садах и 24 школах района. В проекте участвуют 590 дошколят и 933 учащихся начальной школы. Азам древней мудрой игры их обучают 54 педагога. Проблема тренерского состава решилась просто: для педагогов, работающих с детьми и поддержавших идею всеобуча, проводятся обучающие курсы и семинары. Все образовательные учреждения, вовлеченные во всеобуч, обеспечены шахматным инвентарем и методической литературой. По итогам учебного года каждому ребенку, участвующему в проекте, вручается сертификат.</span>
</p>
<p><span style="font-size: 12pt;">Традиционно шахматный год завершается балом с королем и королевой, где каждого участника проекта ждут призы и подарки.</span>
</p>
<p><span style="font-size: 12pt;">Поскольку в ходе реализации проекта интерес к шахматам со стороны детей возрастал, в каждой школе были организованы специальные шахматные комнаты, где с детьми, желающими повысить шахматное мастерство, занимаются высококлассные тренеры. Проводимые диагностические исследования показали, что у ребят, регулярно играющих в шахматы, развиваются умственные и творческие способности, логическое мышление с расчетом сложных вариантов, интуиция и предвидение ближайших событий, укрепляются внимание и память, формируется воля к победе. Все это позволяет им выйти на качественно новый уровень развития интеллекта.</span>
</p>
<p><span style="font-size: 12pt;"> В проекте задействованы воспитанники старших групп детских садов и учащиеся первых классов школ города.</span>
</p>