Как помочь ребенку пережить проигрыш в шахматах?

На этот вопрос и ряд других, таких как: как влияет на психику детей повальное увлечение гаджетами – всегда ли это отрицательно? Как мотивировать ребенка на заботу о родителях? Как воспитать у детей любовь к порядку? – отвечает педагог, основатель школы «Апельсин», директор Института Неформального образования INO, известный блогер и отец троих детей Дима Зицер в статье «Не мучайте, ладно?»

Первый вопрос, который возникает у заботливых родителей:  Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам  эта полезная, увлекательная  игра?

Отвечу так: чем раньше, тем лучше! Шахматы – это игра, позволяющая познакомить дошкольников к скорейшему и успешному постижению школьных дисциплин, особенно это касается точных наук

Экспериментально подтверждено, что дети,  вовлеченные в волшебный мир шахмат в детсадовском возрасте, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам, и даже быстрее и качественнее делают домашние задания. Замечено, что  шахматы очень благотворно влияют  на подготовку к школе.

Детсадовская пора когда-то закончится, и на смену детским играм придут серьёзные школьные занятия. 

Есть, как минимум, три причины для занятия шахматами именно в дошкольном возрасте.

  1. Ранний старт оправдан, если мы хотим вырастить из ребёнка чемпиона. Многие великие шахматисты начали постигать азы древней игры довольно рано. Судите сами. Х.Р.Капабланка и А.Карпов познакомились с шахматами в 4 года, Н.Гаприндашвили и Г.Каспаров – в 5 лет, В.смыслов и Б.Спасский – в 6, А.Алёхин и М.Таль – в 7.
  2. Впрочем, не все дети, кого увлечёт шахматная игра, станут чемпионами. Поэтому гораздо важнее вторая причина раннего знакомства с шахматами – желание вырастить гармонично развитую личность. Не случайно охотно проводили за шахматной доской А.Пушкин и М.Лермонтов, И.Тургенев и Л.Толстой.

Игра в шахматы решает сразу несколько задач:

Познавательную: расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы и выяснять закономерности;

развивает изобретательность и творческое мышление. Учит ориентироваться на плоскости.

Воспитательную: вырабатывает целеустремлённость, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребёнок, обучающийся шахматам, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решение, бороться до конца, правильно переживать неудачи.

Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям

Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, усидчивее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

И, конечно же, шахматы   открывают дорогу к творчеству детям некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

И, наконец, шахматы могут составить серьёзную конкуренцию отрицательному воздействию на психику ребёнка компьютерных игр – этому бичу нашей современности, и, что особенно важно, происходит это не путём запретов со стороны взрослых, а вследствие естественного интереса к захватывающей игре.

Уважаемые педагоги шахматных образовательных проектов!

 7 сентября в 15.00 в ШК «Вертикаль» по ул. Пролетарская, 51 (здание школы № 40)  состоится установочный семинар.

Приглашаем к участию!

 

Положение

Со 2 по 4 июня в саткинском филиале ЮУРГУ проходили обучающие курсы кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника "Института стратегии развития образования Российской академии образования" Игоря Георгиевича Сухина. Среди слушателей кроме саткинцев были педагоги из Аши, Сима, Миньяра, Катав-Ивановска, Усть-Катава, Трехгорного, Юрюзани – всего 78 человек.
Автор обучал педагогов технологии проведения шахматных занятий по своему учебно – методическому комплекту «Шахматы – школе». Все три дня курсанты плодотворно работали по 9 часов, и каждому из них приходилось попеременно быть и в роли учителя, наставника, и в роли ученика.
Цель автора – не только познакомить педагогов со своей методикой, но и с оптимальной формой изложения шахматного материала и объяснения шахматных задач, которая позволит увлечь ребенка и будет максимально доступна для детей каждой возрастной группы.
По мнению автора, обучение игре в шахматы – не самоцель. Именно использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в древней игре.
Игорь Георгиевич щедро делился с педагогами своими фишками и уникальными игровыми приемами, наработанными им за многие годы преподавания и показавшими наибольшую эффективность при усвоении детьми шахмат. Стержневым моментом уроков, на его взгляд, должна стать деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

isukhin2
Немаловажным моментом обучения стало то, что автору удалось убрать у педагогов стереотип, что шахматы – это сложно и скучно: если в самом начале обучения в глазах многих курсантов была некая настороженность, читался вопрос: «а осилю ли эту сложную шахматную науку и смогу ли самостоятельно преподать ее детям?», то спустя небольшой отрезок времени все без исключения работали с большим душевным подъемом и внутренней отдачей. И теперь с уверенностью можно сказать, что каждый из побывавших на курсах сумеет проводить интересные и познавательные шахматные уроки в своих школах и детских садах.
После курсов в Сатке автор провел обучение для педагогов Миасса, Снежинска и Чебаркуля (5-7 июня), а также а – Златоуста, Кусы, Копейска и Озерска (8-10 июня).

Л.В.Титова
методист ШК «Вертикаль»

Курсы Игоря Георгиевича Сухина в Сатке (июнь 2016)
ozio_gallery_jgallery
Ozio Gallery made with ❤ by joomla.it

2 июня в Саткинском филиале ЮУрГУ стартуют авторские курсы Игоря Сухина – автора учебника по «Шахматному всеобучу»– образовательной программе, которая не первый год успешно реализуется в нашем городе.

Игорь Георгиевич – старший научный сотрудник «Института стратегии развития образования Российской академии образования», кандидат педагогических наук. С 1 сентября в Челябинской области будет запущен проект «Шахматный всеобуч». В рамках подготовки к этой масштабной работе Игорь Сухин проведёт курсы обучения для педагогов из Ашинского района, Катав-Ивановска, Усть-Катава, Трехгорного, Миасса, Златоуста, Чебаркуля, Кусы и Копейска. В 2011 году  он уже проводил курсы в нашем городе для саткинских педагогов.

После визита в Сатку Игорь Сухин поделился в сети Интернет мнением об увиденном в «шахматной столице» региона:

– Впечатления сильнейшие. Сатка – райский уголок земли, город среди величественных гор, утопающий в зелени. На курсах «Шахматы как инновационный и здоровьесберегающий учебный предмет в начальной школе: Первый год обучения» было более полусотни слушателей, из них примерно 45% – учителя начальных классов, 45% – воспитатели детских садов, 10% – учителя-предметники и ПДО. Все они занимались очень старательно, творчески. Были созданы во всех отношениях идеальные условия для работы и отдыха, поэтому всё прошло чудесно. Сатка ещё раз подтвердила, что ныне этот город – в числе явных городов-лидеров шахматного образования.

Саткинский рабочий