Печать
Подробности: Категория: Шахматный всеобуч | Опубликовано: 24 Май 2016 | Просмотров: 2424

Пожалуй, самой главной шахматной победой саткинского всеобуча в этом году можно считать старт общеобразовательных шахматных программ по примеру Сатки в 11 муниципальных образованиях Челябинской области, который состоится с 1 сентября.
То, что опыт саткинских педагогов решили перенять коллеги из Магнитогорска, Миасса, Чебаркуля, Златоуста, Снежинска, Озерска, Трехгорного, Ашинского, Усть –Катавского , Катав-Ивановского, Ашинского, Кусинского, Копейского районов , это неслучайно: в Сатке шахматную дисциплину преподают детям уже более 12 лет.
Проект «Шахматный всеобуч» стартовал здесь в конце далекого 2003 года. Тогда перед ШК «Вертикаль» стоял целый ряд вопросов, которые необходимо было решать: программы, кадровая подготовка учителей – преподавателей по шахматам, создание материально-технической базы.. К новому делу присматривались, находились ите. Кто не верил в успех. Проводилась большая разъяснительная работы о пользе шахмат, о нужности всего задуманного с директорами школ, педагогами, родительским сообществом. Прошло время, и шахматные уроки полюбились детям, родителям и, что очень важно, педагогам. На сегодняшний день шахматной науке обучают детей во всех школах и 26 детских садах. Всего за годы существования проекта шахматным азам обучено свыше 17 тысяч юных жителей Саткинского района.
Со временем саткинским специалистам удалось выстроить свою эффективную систему обучения шахматам. Шахматы здесь рассматриваются не как игра в чистом виде, а в первую очередь как инструмент для развития ребенка. Работа ведется на основе УМК «Шахматы – школе» Игоря Георгиевича Сухина – кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника Института стратегии развития образования Российской академии образования г. Москвы.


Эта программа была выбрана в силу ряда причин:
Во - первых, на сегодняшний день она является единственной шахматной программой, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, что и выделяет ее среди множества существующих сегодня шахматных программ. Эта программа была разработана автором по заказу Министерства в 1994 году и с тех пор прошла апробацию в различных регионах России. Сатка с успехом пользуется ею около 12-ти лет.
Во-вторых, автор очень серьёзно подошёл к созданию методической базы – в её основе лежат научные разработки выдающихся психологов - Петра Гальперина («Теория о поэтапном формировании умственных действий») и Яна Пономарева (работы о психологии творчества и стадиях развития способности действовать «в уме»). Акцент здесь идёт на планомерное и последовательное развитие фундаментальной способности действовать в уме.
Интересен и сам подход автора к формирование умственных действий - обучение основам игры происходит через детальное, всестороннее знакомство с силой и слабостью каждой фигуры.
По результатам последних научной, педагогической и общественной экспертиз, которые были проведены в январе 2016 года, было установлено, что УМК Сухина отвечает всем требованиям, предъявленным к учебным пособиям, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ.

Игорь Сухин научил нас очень важному правилу: каждый урок должен стать серией новых открытий для ребёнка, уроком – радостью. Именно это явилось для наших педагогов их ориентиром в выборе форм и методов работы с детьми. Взяв за основу программу Сухина, они дополняют её своими собственными наработками и строят вокруг шахмат мощное развивающее и досуговое пространство.
Часто, когда я выступаю, и в аудитории есть тренеры, их первый вопрос звучит так: «вот занимаетесь вы по этой программе, придумываете разные уроки – сказки, а играть то ваши дети умеют»? И этот вопрос возникает не случайно - практически везде шахматы рассматриваются исключительно как вид спорта.
Да, саткинские дети играть умеют. Как правило, к концу учебного шахматного года они хорошо оперируют шахматными терминами, играют всеми фигурами на доске, легко решают элементарные задачи на мат в один ход. Но для нас научить играть - не самоцель. Мы не стремимся сделать из них шахматных академиков. Просто мы хотим, чтобы как можно больше детей полюбило шахматы, чтобы после школы дети больше времени проводили за шахматной доской, а не сидели в обнимку с телефонами, планшетами, ноутбуками.
Задача педагога всеобуча – заинтересовать, дать азы. Кроме того, что можно передвигать фигуры на доске, в шахматах есть еще много интересного. Использование шахматного материала на занятиях с детьми открывает перед думающими педагогами практически безграничные возможности - различные шахматные викторины, олимпиады, внеклассые шахматные мероприятия с участием детей, педагогов и родителей, различные конкурсы и турниры – все это вкупе делает процесс весёлым, интересным, креативным, позволяет детям лучше работать головой и ломает сложившийся стереотип, что шахматы - это очень сложно и скучно.
Отдаю дань уважения таланту и мастерству наших педагогов – они находятся в постоянном творческом поиске. Это подтверждает и конкурс на лучшую организацию шахматной деятельности, который
проводился в этом году в районе впервые и вступили в него те участники, кто уверен, что работа в их образовательных учреждениях поставлена на самом высоком уровне. И это действительно так – каждому из них удалось создать свою неповторимую шахматную обстановку. Поэтому выявить победителя было непросто. В итоге первое место разделили две школы – буквально насквозь пропитанная шахматным духом школа п.Сулея, и школа № 10- яркий образец тесной и слаженной работы администрации, педагогов шахматного всеобуча и тренера по шахматам. ( более подробно о каждом образовательном учреждении, принявшим участие в этом конкурсе, мы рассказывали на официальном сайте ШК «Вертикаль»).
Несколько лет подряд ШК «Вертикаль» совместно с Управлением образования проводил конкурс профессионального шахматного мастерства.
Очень активное участие приняли дети, педагоги и родители в традиционном творческом конкурсе в этом году: на суд жюри было представлено свыше 250 работ – поделок, рисунков, фотографий и стихотворений на шахматную тему.
На днях прошел Шахматный бал - яркий и масштабный праздник, который становится финальным аккордом каждого учебного года. Добрая традиция собирать воедино всех участников – и детей, и взрослых и чествовать лучших была заложена нами в первый же год существования проекта.
Мы открыты к сотрудничеству. Выезжаем в регионы, представляем наш опыт на международных шахматных конференциях. Были в Москве, Элисте, Ханты-Мансийске, Обнинске, Армении. В 2011 году Сатка сама стала шахматным научным центром – мы проводили конференцию, в которой приняли участие специалисты из 36 регионов России и зарубежья.
Мы с удовольствие делимся накопленным опытом с коллегами. И очень актуально, что теперь у нас есть возможность транслировать его на всю территорию Челябинской области, потому что шахматы отлично вписываются в региональный проект Темп - образовательный проект совершенствования естественно-математического и технологического образования, который был разработан Министерством образования и науки региона в 2014 году. Шахматы очень хорошо перекликаются со стратегической целью проекта - достижение конкурентного качества образования, ориентированного на потребности инновационной экономики и специфику рынка труда Челябинской области. Наша область сегодня как никогда нуждается в грамотных и высокообразованных специалистах. Чтобы поднять экономику нужно иметь хорошо развитое пространственное мышление, способность думать на несколько шагов вперед – а ведь именно это и дают шахматы. Поэтому в этом плане шахматы – адекватный ответ на вопрос дня.
В январе 2016 года саткинский проект «Шахматный всеобуч» получил статус регионального проекта партии «Единая Россия» и на протяжение двух месяцев - февраль и март - рабочая группа с подготовленной и глубоко проработанной презентацией проекта посетила муниципальные образования области, рассказывала, как поставлена работа в Саткинском районе, знакомила с данными, доказывающими положительное влияние шахмат на умственное и личностное развитие ребенка, на на развитие способности «действовать в уме».
Все 11 территорий, где побывала с визитом рабочая группа, отозвались положительно - на сегодняшний день в каждом муниципальном образовании определены школы и детские сады, которые вступят в шахматный всеобуч уже с этого учебного года. Роль координатора проекта отведена Сатке – здесь будет организован методический центр.

Лада Титова, методист ШК «Вертикаль».