Последний месяц 2020 года оказался достаточно плодотворным для специалистов, занимающихся обучением детей игре в шахматы. Две субботы уходящего года (19 и 26 декабря) у наших учителей была уникальная возможность принять участие в онлайн-встречах с научными руководителями системы шахматного образования нашего района.

Более 17 лет назад в нашем районе был дан старт всеобщему шахматному образованию: детей в возрасте 5-11 лет обучают игре в детских садах и начальной школе. И все эти годы Шахматный клуб «Вертикаль» и МКУ «Управление образования» сотрудничают с исследователями в области обучения детей игре в шахматы.

С Игорем Георгиевичем Сухиным, кандидатом педагогических наук, старшим научным сотрудником Института стратегии развития образования РАО г. Москвы, педагоги и психологи обсудили актуальные тенденции и подходы к методике обучения детей игре в шахматы в рамках круглого стола «Учебная дисциплина «Шахматы» в школах и дошкольных учреждениях». Игорь Георгиевич рассказал о своём участии в перспективных исследовательских проектах, творческих интересах и планах, представил методологические новинки в помощь учителям.

В субботу 26 декабря в онлайн-формате был дан старт работе научно-практического педагогического Семинара «Особенности практики обучения детей игре в шахматы в условиях дистанционной формы работы».

Организаторы мероприятия:

  • Факультет «Консультативная и клиническая психология» МГППУ (Московский государственный психолого-педагогического университет);
  • Шахматный клуб «Вертикаль»;
  • МКУ «Управление образования».

Руководители Семинара:

  • Зарецкий Виктор Кириллович – кандидат психологических наук, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета «Консультативная и клиническая психология» МГППУ, руководитель проекта «Шахматы для общего развития»
  • Глухова Оксана Владимировна – психолог ШК «Вертикаль», куратор проекта «Шахматы для общего развития» в Челябинской области
  • Титова Лада Владимировна – методист по шахматному образованию ШК «Вертикаль»

Работа Семинара началась со слов приветствия Амира Мансуровича Гилязова, члена Наблюдательного совета ФШР, исполнительного директора ШК «Вертикаль». Он вновь обратил внимание слушателей к исключительному опыту работы нашей системы саткинского шахматного образования в умелом сочетании развивающей и спортивной составляющей этого процесса.

Слушателям была предоставлена возможность поделиться своим опытом и рассказать о трудностях и достижениях. Педагоги обсудили наиболее успешные проекты по повышению мотивации учащихся к собственному развитию (поиск смыслов), рассмотрели проблемы организации помощи школьникам в преодолении неуспешности в обучении через развитие внутреннего плана действий на материале шахматной стратегии.

    

 

      

 Вчера 27 апреля состоялась очередная онлайн-встреча психологов и педагогов, ведущих дистанционную работу со своими учениками по шахматам, с научным руководителем и автором шахматного образовательного проекта на территории Саткинского района «Шахматы для общего развития» к.психол.н., профессором кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии МГППУ, Зарецким В.К.  

Московский государственный психолого-педагогический университет при поддержке и участии общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» проводит серию совместных вебинаров в помощь родителям и педагогам «Учеба дома: как оказывать ребенку помощь, способствующую развитию».

Вебинары организуются каждый понедельник и направлены на трансляцию средств и технологий оказания психолого-педагогической помощи, способствующей развитию обучающихся и преодолению учебных трудностей. Ниже приведена ссылка на вебинар в работе которого спикером выступила психолог ШК «Вертикаль» Глухова Оксана Владимировна. На этой встрече участники обсуждали опыт проекта «Шахматы для общего развития», который успешно реализуется в образовательных учреждениях нашего района, начиная с 2004 года. 

 Прилагаем запись третьей серии вебинара по теме «О проекте "Шахматы для общего развития"» https://www.youtube.com/watch?v=MhBSZHA1aC0. Эту запись на платформе YouTube посмотрели более 4200 зрителей и более 100 человек на странице мероприятия из 41 субъекта Российской Федерации. 

Все материалы, в том числе видеозаписи вебинара "Учеба дома: как оказывать ребенку помощь, способствующую развитию", а также ПРЕЗЕНТАЦИИ к докладам,  размещаются на странице мероприятия: https://rospsy.ru/node/416

На прошлой неделе состоялась научно-практическая психолого-педагогическая конференция «Совершенствование системы обучения детей игре в шахматы: опыт, технологии, концепции».

В мероприятии принял участие научные работники Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) и педагоги Саткинского муниципального района.

С 2004 года в Сатке реализуются проекты введения шахмат в школу и дошкольные образовательные учреждения.

Участники обсудили современные подходы к внедрению инновационной деятельности в образовательной организации, доступность и качество образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья: инклюзивный контекст шахматного обучения, информационные технологии в системе повышения квалификации педагогов, реализующих шахматные образовательные программы, перспективы совершенствования системы обучения детей игре в шахматы с целью общего развития.

По видеосвязи участники конференции послушали выступление и пообщались с профессором МГППУ, научным руководителем проекта «Шахматы для общего развития» Виктором Зарецким.

Куратор проекта «Шахматы для общего развития» в Сатке, психолог Оксана Глухова рассказала о дистанционных формах повышения квалификации педагогов по шахматам с привлечением информационных средств обучения.

По результатам конференции планируется выработать рекомендации по распространению и внедрению лучших практик обучения детей шахматам педагогов Саткинского муниципального района, а также программы повышения квалификации педагогов с целью трансляции в субъектах Российской Федерации.

 

Источник информации: https://govoritsatka.ru/news/obrazovanie/v-satke-sostoyalas-nauchno-prakticheskaya-psihologo-pedagogicheskaya-konferentsiya-posvyaschyonnaya-shahmatam

Программа школьных каникул для учителей шахмат осенью 2019 года была насыщенной, но, как всегда, увлекательной и познавательной. На базе шахматного клуба прошли мероприятия по повышению шахматного мастерства: круглый стол «Шахматы как инструмент для развития: рефлексивно-деятельностный подход» (автор подхода: научный руководитель проекта «Шахматы для общего развития», к.психол.н., профессор МГППУ В.К. Зарецкий) и обучающие занятия шахматной игре с тренером  В.А. Богачевым.   Виктор  Алексеевич  провел  три занятия для специалистов образовательных учреждений, во время которых поделился проверенными методиками обучения детей и описал принципы поэтапной организации работы над совершенствованием шахматной грамотности воспитанников. 

                        

     

В работе круглого стола приняли участие ведущие: соавторы методики «Шахматы для общего развития» (руководитель одноименного проекта, исполнительный директор ШК «Вертикаль» (Фонд),  мастер  ФИДЕ по шахматам А.М. Гилязов и куратор проекта, психолог О.В. Глухова) и методист по начальному школьному и дошкольному шахматному образованию Л.В. Титова.

Круглый стол проходил в форме методического диалога и обсуждения возможности применения технологий рефлексивно-деятельностного подхода (далее РДП) на занятиях шахматами. Ведущие педагоги проекта «Шахматы для общего развития» рассказали об эффективности таких методов, как организация рефлексивного обсуждения с учениками игровых шахматных моментов, как поддержка ребенка в его способности к самостоятельным решениям, как выстраивание отношений сотрудничества учителя и ученика.

 

 

 

Организатором Конкурса является Общероссийская общественная организация "Федерация шахмат России" при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.

Руководителем конкурса выступает Александр Николаевич Костьев, руководитель подкомиссии ФШР "Шахматное образование".

Цели Конкурса:

1. Выявление талантливых учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования по шахматам.

2. Повышение социального статуса педагогов.

3. Повышение престижа профессии педагогов.

4. Распространение инновационного педагогического опыта.

Конкурс проводится с 11 февраля 2019 в два этапа. На первом этапе определяется не более десяти Финалистов Конкурса в каждой номинации. Финальная часть Конкурса представляет собой процедуру открытого голосования в период с 1 сентября до 15 октября. Работы будут размещены на сайте ФШР для ознакомления шахматной и учительской общественности и начала голосования в соответствии с Положением о конкурсе.

Миля Юрьевна представила свой многолетний опыт в области преподавания шахмат по проекту В.К. Зарецкого, А.М. Гилязова "Шахматы для общего развития". Это не просто проект, а авторская отработанная и апробированная методика обучения шахматам с целью общего развития детей, начиная с возраста 7-8 лет.

 

Поздравляем Милю Юрьевну!!!

На прошлой неделе в оздоровительном комплексе «Дагомыс», г. Сочи с 3 по 5 июня 2019 года проходила Международная конференция «Шахматы в школах в России и в мире». Организаторы: Российская шахматная федерация, Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко. Цель проведения конференции: подведение итогов реализации шахматных образовательных проектов в 2018/19 учебном году, а также стимулирование развития профессиональной коммуникации между шахматными энтузиастами.

Участие в работе конференции принимали более 70 специалистов из России и стран ближнего и дальнего зарубежья: Армении, Болгарии, Бразилии, Испании, Монголии, Республики Намибия, Словацкой Республики, Франции и Чехии.

В последний майский день необычное итоговое занятие по шахматам прошло в отделении ШК «Вертикаль» в школе № 40 – точнее, во дворе. Дети стали живыми фигурами и воспроизводили на открытом поле все действия игроков на обычной доске.

В решающей партии сразились Виктор Таболин (школа № 5) и Ульяна Рябинина (школа № 40) – победители внутриклассных турниров по круговой системе.

Их одноклассники, хоть и примерили роли безмолвных чёрных и белых фигур, старались всячески поддержать товарищей, анализировали всевозможные комбинации ходов.

Соперники оказались равными по уровню мастерства – партия длилась больше часа, к концу у них осталось примерно одинаковое количество равноценных фигур. Школьникам предложили согласиться на ничью, но они решили бороться до конца. Тем не менее, оставшиеся 10 минут партии так и не смогли определить победителя. И главный арбитр соревнования, кандидат в мастера спорта по шахматам Оксана Муксимова, зафиксировала ничью.

Всем участникам необычного урока вручили дипломы и призы, а завершилось встреча дружеским чаепитием.

Все школьники – ученики второго года обучения по проекту «Шахматы для общего развития». Руководитель проекта – профессор факультета консультативной и клинической психологии Московского психолого-педагогического университета, кандидат психологических наук, Виктор Зарецкий.

Занятие совместно организовали педагоги Оксана Файзуллина из школы № 40 и Миля Муксимова из школы № 5, а также куратор проекта «Шахматы для общего развития», психолог ШК «Вертикаль» Оксана Глухова.

Анна Голенко
«Саткинский рабочий»

Опыт работы педагогов Саткинского района по обучению детей игре в шахматы был представлен на Международном Конгрессе ISCAR в Канаде

Методика преподавания «Шахмат для общего развития» по проекту под руководством Виктора Кирилловича Зарецкого, кандидата психологических наук, профессора кафедры индивидуальной и групповой психотерапии Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) была представлена в начале сентября этого года на Международном Конгрессе ISCAR ученых всего мира в городе Квебеке (Канада).

Мой доклад, Глуховой Оксаны Владимировны, координатора проекта «Шахматы для общего развития» и психолога ШК «Вертикаль», о саткинском опыте преподавания шахмат был представлен в работе секции «Игра в развитии детей».

Проект «Шахматы для общего развития» в начальной школе ставит своей  приоритетной задачей развитие интеллектуальных способностей, в частности, формирование внутреннего плана действий (или способности действовать в уме). Общее развитие уже давно стало важным компонентом образования школьников. Современный мир диктует определенные условия жизни не только взрослым, но и детям. Уже в период обучения в начальной школе ученики самостоятельно решают сложные жизненные задачи, принимая участие в различного рода олимпиадах и конкурсах. Поэтому особые требования предъявляются к интеллектуальным процессам ребенка. Так же, как взрослый мир профессионалов живет сегодня в атмосфере конкуренции, так и дети, выигрывая конкурсы, соревнуются между собой в большом объеме памяти, сосредоточенности внимания и логике мышления.