Печать
Подробности: Категория: Продвижение проекта | Опубликовано: 02 Июль 2022 | Просмотров: 912

Дружная команда в составе сотрудников Шахматного клуба «Вертикаль», профессора МГППУ, учителя шахмат школы №5 и психолога Детского психоневрологического интерната г. Москвы приняли активное участие в работе Международной научно-практической конференции «Шахматы в образовании»

На площадках шахматного форума 25-26 июня состоялся обмен опытом и лучшими практиками, обсуждение новых инициатив, а также рассмотрение ресурсных возможностей для создания и продвижения успешных шахматных проектов.
Цель прошедшей конференции – обсуждение проблематики введения шахмат в систему образования детей дошкольного и школьного возраста.

На пленарном заседании выступили: Аркадий Владимирович Дворкович, президент ФИДЕ; в своем докладе он остановился на актуальности темы обучения детей игре в шахматы для специалистов системы образования многих стран мира; Владимир Борисович Крамник, чемпион мира по шахматам, выступил с докладом о возможных вариантах решения проблем нынешнего поколения детей, у которых есть проблемы с усидчивостью и концентрацией внимания, через организацию занятий шахматами в плане общего развития; Србуи Рафиковна Геворкян, ректор Армянского государственного педагогического университета, доктор психологических наук, профессор, говорила о том, что мы находимся на критическом уровне развития общества, когда наблюдается дефицит диалогичности и дружелюбности мышления. Чтобы двигаться вперед, мы должны осознать, что мы - единая человеческая семья и сообщество единой Земли с общей судьбой. Шахматы могут выступать тем инструментом, с помощью которого можно было бы объединить интересы детского и взрослого населения многих стран мира; Смбат Гарегинович Лпутян, Председатель комиссии ФИДЕ «Шахматы в образовании», президент Армянской шахматной академии, выразил надежду на то, что в работе на секциях конференции у участников появится возможность для продуктивного обмена лучшими практиками и установления профессиональных деловых контактов.

На 5 секциях было заслушано более 40 докладов. Тематика секций отражала фундаментальные и прикладные направления по широкому спектру знаний в области организации шахматного образования.

Участники конференции из 59 стран мира вели диалог о том, что шахматы целесообразно использовать в качестве инструмента устойчивого развития, так как, по словам Н.Г.Алексеева, «шахматы самим Богом созданы для развития способности действовать в уме» (1979).

 Работа конференции была организована по секциям: шахматная педагогическая методология; социальные и психологические аспекты шахмат; шахматы в инклюзивном образовании, подготовка педагогов по шахматам, гендерно-эмоциональное образование в шахматах. Конференцию открывал доклад «Методология преподавания шахмат по технологии рефлексивно-деятельностного подхода в школах в целях общего развития учащихся» В.К. Зарецкий, О.В. Глухова, А.М. Гилязов. Докладчики представили результаты исследования образовательной среды учащихся младших классов, посвятив доклад проблемам обучения детей игре в шахматы, которое ведет за собой повышение развития когнитивных функций и личностных показателей. Отметив необходимость применения средств рефлексивно-деятельностного подхода к преподаванию шахмат в аспекте их развивающего потенциала, авторы представили Многовекторную модель зоны ближайшего развития ребенка, как особой развивающей системы, отражающейся в показателях когнитивного и личностного развития детей.
В качестве приглашенного эксперта по вопросам создания эффективной образовательной среды на уроках шахмат выступила М.Ю. Муксимова, учитель шахмат школы №5 с докладом «Технология построения урока шахмат на принципах рефлексивно-деятельностного подхода».
Доклады участников вызвали огромный  интерес, и научные вопросы активно обсуждались после завершения работы секций на круглых столах. После завершения работы секции на круглом столе нашим докладчиками были заданы вопросы о том, как можно технически организовать идею переноса сформированных способов решения трудных задач на материале шахмат на другие виды учебной деятельности, а также, как организован процесс подготовки педагогов по шахматам в Саткинском муниципальном районе.
Вопросы инклюзивного образования и применения шахмат в качестве одного из ресурсов реабилитации проживающих в психоневрологических интернатах обсуждались коллегами из разных стран мира особенно оживленно после доклада «Когнитивно-личностное развитие в процессе занятий шахматами с помощью средств РДП» А.А. Сидоренко (г. Москва). Анна Андреевна, участник сообщества педагогов по шахматам, реализующих технологии рефлексивно-деятельностного подхода. Она – активный участник мероприятий, проводимых ШК «Вертикаль» с целью популяризации идеи обучения детей игре в шахматы для общего развития. Вопросы А.А. Сидоренко профессиональным сообществом были заданы крайне сложные: Доклад построен на концепции теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Н.Г. Алексеев). Какое мышление доминирует в игре шахматы для формирования дивергентного мышления, как структурного компонента интеллекта? Изучаете ли Вы когнитивный диссонанс в игре? Ответы на эти вопросы помогал сформулировать В.К. Зарецкий, профессор МГППУ и автор РДП: «Если у ученика недостаточно развито дивергентное мышление, то мы помогаем ему найти способы, овладение которыми поможет ему повысить уровень дивергентного мышления, в опоре на рефлексию».

Участниками была подчеркнута важность тематики конференции, в результате которой они получили отличную возможность обменяться с коллегами мнениями, педагогическими технологиями, обогатить свой методический инструментарий.

В итоговом выступлении одного из организаторов международной шахматной конференции ФИДЕ прозвучали такие слова: «для XXI-го века, когда цифровой и кибернетический мир движется к Метавселенной, а большинство людей не имеют привилегий и борются с бедностью и болезнями, чтобы получить образование как свое основное право по рождению, в этом контексте мне нужны ваши идеи и комментарии о том, как мы можем использовать шахматы как правильный инструмент для борьбы с этими трудностями человечества».

О.В. Глухова,
руководитель шахматных образовательных проектов,
психолог ШК «Вертикаль», инструктор ФИДE.