Программа школьных каникул для учителей шахмат осенью 2019 года была насыщенной, но, как всегда, увлекательной и познавательной. На базе шахматного клуба прошли мероприятия по повышению шахматного мастерства: круглый стол «Шахматы как инструмент для развития: рефлексивно-деятельностный подход» (автор подхода: научный руководитель проекта «Шахматы для общего развития», к.психол.н., профессор МГППУ В.К. Зарецкий) и обучающие занятия шахматной игре с тренером  В.А. Богачевым.   Виктор  Алексеевич  провел  три занятия для специалистов образовательных учреждений, во время которых поделился проверенными методиками обучения детей и описал принципы поэтапной организации работы над совершенствованием шахматной грамотности воспитанников. 

                        

     

В работе круглого стола приняли участие ведущие: соавторы методики «Шахматы для общего развития» (руководитель одноименного проекта, исполнительный директор ШК «Вертикаль» (Фонд),  мастер  ФИДЕ по шахматам А.М. Гилязов и куратор проекта, психолог О.В. Глухова) и методист по начальному школьному и дошкольному шахматному образованию Л.В. Титова.

Круглый стол проходил в форме методического диалога и обсуждения возможности применения технологий рефлексивно-деятельностного подхода (далее РДП) на занятиях шахматами. Ведущие педагоги проекта «Шахматы для общего развития» рассказали об эффективности таких методов, как организация рефлексивного обсуждения с учениками игровых шахматных моментов, как поддержка ребенка в его способности к самостоятельным решениям, как выстраивание отношений сотрудничества учителя и ученика.

           

  

 В рамках круглого стола педагоги вели диалог об эффективности шахматных занятий на основе РДП. В течение трёх сессий участники обсуждали, в частности, вопросы:

  1. Организации рефлексивной деятельности на уроках шахмат в рамках требований ФГОС (Е.А. Сажина, учитель начальных классов МБОУ сош № 9, Н.А. Завьялова, педагог-психолог МБОУ сош № 13).
  2. Создания условий для гармоничного интеллектуального и личностного развития ребенка (О.В. Файзуллина, учитель начальных классов МБОУ сош № 40, Р.К. Галиханова, учитель начальных классов МБОУ сош № 13).
  3. Разработки игр и упражнений для детей 6-8 летнего возраста с целью раннего формирования у них умственного плана действий в зоне ближайшего развития по теории психолога Л.С. Выготского (Е.Т. Цепилова, учитель начальных классов, М.Ю. Муксимова, учитель начальных классов МАОУ сош № 5).
  4. Обеспечения устойчивой мотивации к занятиям, а также реализации идей РДП с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (Д.А. Рязанова, педагог-психолог, учитель шахмат МБУДО ДДТ).

 На мероприятие собрались представители более 25 образовательных и социальных учреждений саткинского муниципального района.

На круглом столе отрабатывалась технология обучения педагогов новой форме взаимодействия с учениками в процессе занятий, обсуждались пути создания партнерских отношений в процессе оказания помощи начинающим педагогам. На сегодняшний день именно это является приоритетной задачей сотрудников ШК «Вертикаль», считает А.М. Гилязов, так как занятия шахматами помогают детям адаптироваться в современной действительности, которая предъявляет очень высокие требования к уровню развития человека.

По общему мнению участников встречи, рефлексивно-деятельностный подход является эффективным инструментом для обучения детей игре в шахматы, помогая им реализовывать право на собственные решения, развивать навыки сотрудничества, коммуникации и получать ощутимые результаты своей деятельности. 

 

Ниже приведена ссылка видео урока по технологии рефлексивно-деятельностного подхода учителя начальных классов    МАОУ сош №5    М.Ю. Муксимовой.   Тема урока   "Шах и мат" с детьми второго года обучения по программе В.К. Зарецкого, А.М. Гилязова "Шахматы для общего развития"

https://www.youtube.com/watch?v=pX21SP7Ybmg&feature=youtu.be

 

Глухова О.В., психолог ШК «Вертикаль»,

куратор проекта «Шахматы для общего развития»